Удар Роберто Баджо принёс победу Бразилии
Специальные корреспонденты «Известий» Владимир НАДЕИН и Андрей ПЕТРОВ передают с чемпионата мира по футболу
24 года назад на центральном стадионе в Мехико Пеле отдал изумительный пас защитнику Карлосу Альберто, который забил четвертый мяч в ворота сборной Италии. Так Бразилия первой в мире стала трижды чемпионом. 17 июля 1994 года оба этих прекрасных футболиста переживали за своих соотечественников в Лос-Анджелесе. Пеле был тем человеком, который настаивал (и настоял!) на том, чтобы чемпионат 1994 года проводился не в его родной Бразилии, а в США. Карлос Альберто поклялся, что отпразднует свой день рождения, 17 июля, только в случае победы бразильской сборной. Прямо со стадиона он с друзьями отправился в ресторан.
24 года самая выдающаяся футбольная страна мира не знала высших почестей. Справедливо, просто по-человечески честно, что именно Бразилия первой перешагнула рубеж четырехкратного чемпионства. Непредсказуемый и капризный, футбол все-таки умеет награждать своих верных рыцарей и послушников.
Футбольная лотерея по-бразильски
Ну кто-то же придумывает там, наверху, все эти потрясающие сюжеты! Впервые финальная встреча завершилась вничью. Впервые судьбу золотого кубка решили 11-метровые удары после нулевого завершения обычного и дополнительного времени.
Бразильцы превосходили своих соперников. Они вновь создали удивительные возможности для взятия ворот — и вновь эти возможности не были реализованы. Они больше атаковали, лучше защищались, и все равно есть какая-то злая ирония в том, что именно удар Роберто Баджо, которого они больше всего опасались, подарил им это счастье.
Выше бразильских ворот послал мяч, после решавшего все 11-метрового, не просто ведущий игрок итальянской сборной, но тот, чьи удары в трех важнейших матчах открывали ей путь вперед.
Бебето: мы подарили праздник всей Бразилии
Это было незабываемое зрелище! Нет, не сам финальный матч и даже не его кульминация — серия пенальти. А танец победы в исполнении бразильцев после счастливого для них конца! Так искренне могут радоваться только дети. Впрочем, бразильцы в футболе и есть дети: не по уровню, конечно, игры, а по восприятию побед или поражений, потому что футбол для них и миллионов соотечественников — больше, чем просто игра. Это самовыражение, образ жизни, это мороженое, любимая игрушка и шоколадка для ребенка, вместе взятые, как верх блаженства и счастья. Один лишь факт: в честь победы своей сборной понедельник объявлен в Бразилии выходным днем. А всеобщий бразильский карнавал начался еще 17 июля на улицах Лос-Анджелеса.
— Я никогда еще не испытывал этого чувства, — говорил после матча форвард бразильцев Бебето. — Мы — чемпионы мира! Мы осуществили мечту миллионов своих соотечественников, которая не поддавалась воплощению долгих 24 года! Мы подарили праздник Бразилии — многим нищим и обездоленным, для которых футбол едва ли не единственная радость! Если говорить о финале, то он получился трудным и нервным. И все-таки наша команда играла лучше, была сильнее. Жаль, что нам не удалось забить по ходу встречи. Но от этого победа не стала менее радостной.
— Уверен, сегодня никого в Бразилии уже не волнует, как мы выиграли Кубок мира — в основное время или по пенальти, — сказал главный тренер сборной Бразилии Карлос Альберто Паррейра. — Цель достигнута, и мы безмерно счастливы. И вряд ли кто рискнет утверждать, что не Бразилия была в Америке самой лучшей командой. А еще мы посвящаем эту победу прекрасному человеку и автогонщику Айртону Сенне. Только он мог сравниться в Бразилии по популярности с футболом.
— Всегда обидно проигрьвать в серии пенальти, а в финале чемпионата мира тем более, — сетовал главный тренер итальянцев Арриго Сакки. — Возможно, нам чуточку не повезло, ведь, несмотря на внешне превосходство бразильцев, шансов у них было немного. В такой игре надо использовать хоть и редкие, но свои. Однако я не собираюсь винить ни Барези, ни Роберто Баджо — такое в футболе может случиться с каждым. В целом же Италия выглядела здесь вполне достойно.
Президент Международной федерации футбола (ФИФА) бразилец Жоао Авеланж находится в глубоком конфликте с футбольным гением своей страны. Пеле отвечает ему взаимностью. У обоих хорошие отношения с Аланом Ротенбергом, председателем Оргкомитета чемпионата мира в США. Мишель Платини, в недавнем прошлом один из самых ярких игроков французского футбола, ни в каких склоках не участвует, его мысли устремлены в будущее. Платини — коллега Ротенберга; он председатель оргкомитета по проведению очередного чемпионата мира во Франции.
Эти разные люди буквально одними и теми же словами отмечают, что «нынешний Кубок мира наилучшее, что у нас было до сих пор» (Ж. Авеланж).
Когда 4 июля 1988 года ФИФА возложила на Соединенные Штаты честь проведения Кубка-94, это вызвало в футбольном мире смущение. Эту страну не видели на чемпионатах с 1950 года. У нее не было профессиональной футбольной лиги. Попытки группы резких и агрессивных бизнесменов протиснуться с футболом на американские стадионы и, главное, на телеэкраны провалились окончательно в 1985 году. И такой стране давать право проводить соревнование, о котором мечтают как о высшей награде?
Об итогах говорят цифры. Всего игры посетили 3.474.373 зрителя, в среднем — по 69.487 на каждом матче. Предыдущий рекорд посещаемости был установлен в Италии, на чемпионате 1990 года, когда на матчах побывало 2.514.443 человека.
Но сейчас самое главное — это аудитория у телеэкранов. Тут тоже миллиардные рекорды. Но больше всего организаторы гордятся тем, какой интерес пробудил Кубок у жителей США.
В проведении нынешнего Кубка этот талант американцев проявился — нет, не с особым блеском, а в обычной своей деловой изобретательности. Организаторы планировали получить 20 миллионов долларов прибыли — эта цифра, как сейчас уже ясно, будет перекрыта. Вся сумма поступит в распоряжение федерации футбола США, но не на нужды создаваемой профессиональной лиги, ибо то будет сугубо коммерческое предприятие. Деньги будут истрачены на развитие массового, прежде всего детского, юношеского и женского футбола.
Мишель Платини полагает, что повторить успех Америки, при всем использовании ее опыта, будет вряд ли возможно. Американцы любят зрелища, не скупятся платить за них. Но этого, взятого отдельно, еще недостаточно для успеха. В этой стране очень развито движение добровольцев, волонтеров. Для любого благородного дела — идет ли речь о благотворительности, о коммунальной жизни, о чести страны (Олимпийские игры, мировые чемпионаты) — всегда отыскивается достаточное количество странных, с европейской точки зрения, мужчин и женщин, которые тратят свое личное время, а порою и свои деньги. Организаторы Кубка мира смогли привлечь в помощь 100 тысяч волонтеров.
«Не уверен, что мы сумеем найти такое же количество добровольцев во Франции, даже если будем платить каждому по пять долларов», — с иронией заметил Мишель Платини.
— Я не удивлен успехом этого чемпионата, — сказал Пеле. — Множество газет критиковало меня в Бразилии, поскольку я хотел увидеть чемпионат именно здесь, и я очень доволен. Я думаю, что это наилучший чемпионат, который я видел за 35 лет.
Если Америка начнет смотреть футбол
— Это свершившийся факт. Футбол — уже реальность Америки, — говорил Пеле в беседе с журналистами. — Но что касается бизнеса — это совсем другая проблема. Футбол никогда не сможет конкурировать с американским футболом, бейсболом и баскетболом. Это нужно осознать. Те же люди, которые вкладывают свои деньги в американский футбол, в бейсбол и НБА (Национальная баскетбольная ассоциация), будут вкладывать деньги в футбол, и они должны увидеть что-то сильное. Они должны получить нечто обратно.
Сам Пеле обратился к Алану Ротенбергу, крторый уже вплотную работает над созданием Главной футбольной лиги (ГФЛ), с просьбой приобрести акции новой профессиональной организации. Значит, инвестор Пеле кое-что сильное увидел.
Средства массовой информации в дни чемпионата были весьма чутки, если даже не предупредительны, к футболу. К нему относились как к нежному побегу, который легко затоптать даже случайно. Накануне матчей телевидение и газеты отводили много места разъяснению правил, рассказам об игроках.
Скажем, у нас, в России, на Украине, в других странах бывшего Союза перерыв между футбольными таймами всегда занят чем-нибудь совершенно не футбольным. Не то в Америке. Здесь опытные специалисты с помощью компьютерной графики воссоздают на экране самые интересные моменты, показывая, как сыграл тот или иной футболист.
Организаторы новой лиги уверены, что им удастся собрать от 50 до 100 миллионов долларов, необходимых для полноценного начала регулярного чемпионата. Из 12 команд 7 уже названы, так сказать, поименно. Еще 5 городов будут определены позже. Предполагается, что в каждой команде будет дозволено выступать до 5 иностранных футболистов, при средней зарплате в 70 тысяч долларов в год.