June 1

Правительство даёт зеленый свет иностранным инвестициям


Александр ШАЛЬНЕВ, «Известия»


27 июня в Москве открылось первое заседание Совета по иностранным инвестициям при правительстве России. На нем выступил российский премьер-министр Виктор Черномырдин.

Не очень приятная новость для москвичей: если Россия в целом стоит по степени риска для потенциальных иностранных инвесторов на втором месте в мире, сразу же за Ираком и перед Нигерией, то в Москве порог риска «повышается до уровня неопределенности». И уровень этот в значительной мере определяется более строгими, чем в других российских регионах, ограничениями в области приватизации и «определенными обязательствами, налагаемыми... мэром Москвы».

Вывод: «скорее всего, иностранные инвесторы направятся в другие регионы», Москву обходя.

Ссылки на риск, которым чревата для деньговкладчиков столица, взяты из проекта программного заявления, представленного Совету по иностранным инвестициям при правительстве России западными участниками совета.

И это положение проекта не совсем, однако, стыкуется с данными статистики. Данные же, подготовленные нашей стороной, свидетельствуют, что Москва остается пока бесспорным лидером по привлечению инвестиций: на ее долю приходится 30,5 процента всех инвестиций, направленных из-за рубежа в экономику России в первом квартале нынешнего года, — 42 млн. долларов. Но сразу же за Москвой идут Архангельская (29,8 процента) и Томская (11,8 процента) области, а не, скажем, Санкт-Петербург, который в этом списке стоит лишь на седьмом месте, уступая Новосибирской, Московской и Иркутской областям. Иными словами, центробежная тенденция, хотя и не очень выпукло, но проявляется.

Претензии, понятно, высказываются не только Москве. В целом для России они суммируются западными инвесторами в шести пунктах: нестабильность и неопределенность нормативных актов и законодательства; обременительность налогового режима; неэффективная и запутанная правовая аза банковской и валютной деятельности; проблемы инфраструктуры; проблемы, спровоцированные российской культурой бизнеса, и, наконец, преступность. Именно этот, последний пункт и обусловил появление на заседании совета — среди министров экономики, финансов, топлива и так далее — министра внутренних дел Ерина, которому предстоит весьма сложная задача: попытаться убедить представителей четырнадцати крупных западных и японских компаний-участников совета в том, что преступность, не очень, кстати, размашистая, по американским, допустим, меркам, не есть непреодолимая помеха для серьезных инвестиций в нашу экономику.

Но инвесторы, нынешние и потенциальные, приехали в Москву не только слушать. В проекте их заявления содержатся достаточно конкретные и жесткие требования, адресованные российским властям в завуалированной форме «рекомендаций», требования, без реализации которых, хотя бы даже частичной, России нечего рассчитывать на сколь-либо существенное увеличение притоков капиталов из-за рубежа. Напомню: на нынешний год объем инвестиций прогнозируется в мизерной сумме в один миллиард долларов, что почти на полмиллиарда ниже, чем в предыдущем году. В целом же объем инвестиций, накопленных на конец 1993 года, был равен всего 2,7 млрд, долларов и 4,8 млрд, рублей.

В числе «рекомендаций» — такие, как предоставление инвесторам возможности участия в выработке российского законодательства; ослабление общего налогового бремени и, в частности, уменьшение штрафных санкций за непреднамеренное несоблюдение налогового законодательства; отмена ограничений на деятельность в России иностранных банков; либерализация законов, регулирующих права собственности; снижение уровня коррупции и т. д.

Как показало выступление Виктора Черномырдина, рекомендации инвесторов совпали едва ли не полностью с устремлениями и задумками самого российского правительства. Премьер объявил о крупном пакете мер, призванных стимулировать иностранные инвестиции в российскую экономику. Речь идет в первую очередь о существенном изменении налоговой системы и, в частности, об освобождении инвесторов от налога на прибыль в течение пяти лет после регистрации предприятия. Предполагается также освободить инвесторов от уплаты таможенных пошлин на импорт сырья, машин и оборудования, а кроме того, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

В числе идей, которые были высказаны премьером и которые будут оформлены в виде поправок к законам об иностранных инвестициях в свободных экономических зонах, — всемерное поощрение конкуренции в промышленности и в особенности в банковской сфере. Это предполагает, как можно понять, отмену ограничений на деятельность иностранных банков в России.

И еще одно ключевое предложение: предприятиям с иностранными инвестициями будет оставляться вся сумма валютной выручки, полученная от реализации экспорта собственной продукции.

Все это, по словам первого заместителя министра экономики Якова Уринсона, призвано довести объем инвестиций до 2,3 миллиарда долларов в 1995 году, до 5-8 миллиардов долларов в 1996 и 1997 годах и до уровня 10—15 миллиардов долларов ежегодно в последние три года нынешнего столетия.

Западных участников заседания совета ждал приятный сюрприз: объявлено, что во вторник с ними проведет почти полуторачасовую встречу президент Ельцин.

«Известия» 28 июня 1994 года