May 20

Премьер - новый, выбор - старый


Янина СОКОЛОВСКАЯ, журналист


Спустя четыре проведенных на пенсии года Виталий Масол вернулся в кресло главы украинского правительства.

Новый премьер — фигура, достаточно много сыгравшая на украинской политической сцене. Был директором Новокраматорского завода-гиганта, председателем Госплана, членом политбюро ЦК КПУ, председателем Совмина Украины. Сразу после взрыва в Чернобыле прибыл в зону, где активно проявил себя в сложнейшей ситуации. В отличие от Л. Кравчука не отрекался от партийных принципов, не заявлял о выходе из КПСС. Напротив, ее запрещение и конфискацию имущества считает «вопиющим нарушением законодательства». И намерен восстановить справедливость.

С Леонидом Макаровичем у нового главы правительства есть старые счеты. В 1988-м, когда Масол уже вошел в политбюро, Кравчук только стал зав. идеологическим отделом ЦК. В 1990-м соотношение ролей поменялось. И тогдашний председатель Верховной Рады Кравчук отправил в отставку премьера Масола — чтоб «откупиться» от бунтующих студентов и не «слететь» самому.

Обида не была забыта. О лидерах, подобных украинскому президенту, Виталий Масол любит высказываться:

— На волне сепаратизма к руководству пришли амбициозные, далекие от реальной жизни лидеры из числа бывших членов КПСС. Эти предатели отреклись от своего пошлого. Сегодня такие люди в чести. Затем их вышвырнут, вытрут о них ноги и забудут.

Удивительным может показаться, что президент предложил на обсуждение депутатов кандидатуру Масола даже без альтернативы. Как поясняет сам Л. Кравчук, у него не было иного выхода — другие кандидатуры не получили бы парламентского одобрения. Социал-коммунистическое большинство хотело видеть «у руля» своего человека.

Социалистическим, похоже, станет и будущее, которое собирается строить В. Масол. Как он уверяет, в этом есть преимущества, невиданные капитализмом, — бесплатные медицина и образование.

Теперь правительство, состав которого смёнится практически полностью, возьмется за притормаживание приватизации, изменения в системе налогообложения и арендном законодательстве. Получить в пользование землю, по идее Масола, теперь смогут только граждане, «имеющие опыт работы на ней».

По велению премьера наиважнейшими отраслями будут считаться энергетика, металлургия, угольная и химическая промышленность. А приоритетным рынком — российский со всеми вытекающими экономическими последствиями. Ведь до сих пор Виталий Масол сетует: не выйди Украина поспешно из рублевой зоны — не было бы у нее нынешних проблем. Ввод гривны теперь откладывается на неопределенный срок.

«Перемены должны быть постепенными» — основной тезис В. Масола. За слишком медленную их постепенность он однажды лишился правительственного поста. Но теперь Масол гарантирует: через 1—1,5 года в республике начнется стабилизация.

Подобно «российскому брату» Рыжкову, украинский премьер исповедует социалистический принцип — государственное регулирование рыночной экономики. Либерализацию цен считает вредительством, но обещает поддержку юному бизнесу Украины. Частично помощь молодым предпринимателям он уже оказал — в лице своего сына, с недавних пор ставшего президентом весомого украинского АО «Росток».

В остальном новое правительство вряд ли пойдет на прогрессивные реформы. Скорее всего, Масол, пытаясь вытащить Украину из кризиса, постарается вернуть ее в состояние 1990 года.

Планы нового главы Кабинета министров приветствуют и президент, и спикер парламента. Оппозиция, правда, поговаривает о возможности назначить другого премьера, если Кравчук проиграет президентские выборы. Но вероятность этого почти нулевая.

КИЕВ.

«Известия» 18 июня 1994 года