May 10

Леонид Кравчук: Каждый день я, как «Отче наш» повторяю: война между Украиной и Россией немыслима


Анатолий ДРУЗЕНКО, «Известия»


В неоднозначной, мягко говоря, ситуации — обострение крымской проблемы, заминка в переделе Черноморского флота, баталии вокруг предстоящих президентских выборов, продолжающийся экономический спад — приехали руководители средств массовой информации России, чтобы встретиться с президентом Украины и побеседовать с ним «о текущем моменте». В ближайшее время запись этой беседы покажет «Останкино», но, учитывая интерес к тому, что происходит сегодня на Украине, хочу, как участник разговора, сообщить вкратце об основных тезисах, высказанных украинским президентом.

О проблеме Крыма

На вопрос одного из коллег, нельзя ли, учитывая сложность сей проблемы, решить ее путем создания института совместного владения Крымом Россией и Украиной, президент ответил встречным вопросом: что может означать и реален ли вообще подобный институт? После не совсем четких пояснений Кравчук заметил, что подобная идея (или предложение) должна исходить от руководства Крыма, однако ожидать такого движения с их стороны, по мнению украинского президента, было бы наивностью. Речь сегодня идет, скорее, об обратном: крымские власти добиваются сначала признания своей государственности, а затем-присоединения к России. В итоге идея совместного владения может вылиться в то, что на 95 процентов Крымом будет владеть Россия, а на остальные 5 — Украина, на что последняя, естественно, не согласится. Нормальное же, «цивилизованное» решение возможно лишь в рамках существующей Конституции Украины.

О возможности федерального устройства Украины

На эту тему Л. Кравчук высказывался осторожно. Сослался на пример США и заметил, что для создания федеративного государства требуется немалый срок, особенно если оно выходит из лона государства унитарного, каким является Украина.

Нужно прежде всего оформить правовую основу этого процесса, а даже при высокопрофессиональном парламенте на это уйдет несколько лет. Для образования федерального — по типу той же Германии — государства, по мнению Кравчука, должны созреть условия. Опасность спешки здесь слишком велика: она может поставить под угрозу существующее украинское государство.

Об истоках экономического кризиса

Президент не согласился с выводом одного из участников встречи, будто украинская экономика больна смертельно. Хотя не отрицал, что спад производства и снижение уровня жизни продолжаются. Да, заметил Кравчук, в ходе реформ было допущено немало ошибок, тем не менее главную причину кризиса он видит в том, что Россия слишком стремительно поставила Украину перед необходимостью платить за энергоресурсы по мировым ценам (кстати, эти ресурсы составляют более половины всего украинского импорта). Особенно драматическая ситуация сложилась в конце прошлого года, когда за короткое время цены на нефть и газ увеличились в 10 тысяч раз (эту цифру президент повторил трижды, а затем добавил, что никакая экономика такого испытания не выдержит). Даже если бы мы, подвел итог данной части беседы Кравчук, вели реформы идеально, «энергетический», то есть внешний фактор все равно вызвал бы критическую ситуацию.

И снова о крымской проблеме

— Руководство Украины и я, как президент, — твердо, в духе, можно сказать, официального заявления сказал Леонид Кравчук, — никогда не пойдут на применение силовых методов в решении вопроса о Крыме. Это обернется большой бедой и для России, и для Украины, но прежде всего беда придет в наш украинский дом.

Такого же отношения к проблеме, заметил наш собеседник, мы ждем и от руководства России, а особенно Крыма, хотя уверенности в последнем нет. Президент сказал, что весьма негативно относится к появлению в Крыму казаков из России, в чем он усматривает попытку придать конфликту характер «приднестровского варианта» и с чем украинская сторона решительно не согласна.

О трех главных желаниях

На вопрос о том, достижение каких целей удовлетворит его как политика и руководителя государства, Леонид Кравчук сказал, что посчитает свою миссию исполненной, если произойдут сдвиги в следующих направлениях. Первое — остановить спад производства, добиться хотя бы небольшого роста. Второе — закрепить, сделать необратимыми дружественные и партнерские отношения Украины и России. Каждый день, заметил президент, я повторяю, как «Отче наш»: война между нашими странами немыслима, и что бы ни предпринимали экстремисты с той и другой стороны, нельзя допустить трагедии, этого нам не простят народы, наши дети, внуки, не простит история. И, наконец, третье желание президента - добиться укрепления в национальном сознании чувства достоинства, избавления от, как он сказал, «остатков рабской психологии», веками насаждавшейся империей — сначала российской, а затем — советской.

О предстоящих президентских выборах

Разговор наш состоялся за несколько часов до того, как парламент Украины принял решение — президентские выборы все-таки состоятся 26 июня. Судя по всему, Кравчук был готов к такому именно решению, хотя накануне обратился к Верховной Раде с предложением отложить выборы на более поздний срок. Готов наш собеседник и к участию в гонке за президентским постом.

О шансах претендентов, в том числе и своих, он высказывался дипломатично. Тем не менее высказал предположение, что в первом туре победитель не определится и придется проводить второй тур. Проведенный на днях в ряде областей опрос среди избирателей показал, что за Кравчука готовы отдать голоса 27 процентов, за Кучму — 20, остальные кандидаты значительно отстают. Однако переоценивать эти данные, предупредил Кравчук, не следует: ситуация может измениться в один день. Хотя, подытожил президент, судя по всему, во втором туре выяснять отношения будут он и Кучма.

От прогноза окончательного результата президентских выборов наш собеседник воздержался.

КИЕВ.

«Известия» 4 июня 1994 года