May 10

Москва приветствует президента Ким Ён Сама

Республика Корея на подъеме


Ваган МКРТЧЯН, «Известия»


На протяжении двух последних десятилетий Республика Корея оставалась одной из самых быстро развивающихся стран в мире как в экономическом, так и в социальном отношении. Благодаря быстрому промышленному и экономическому росту она за рекордно короткий срок вошла в десятку сильнейших торговых держав мира.

С момента принятия Республикой Корея в 1962 г. Первого пятилетнего плана экономического развития объем реального валового национального продукта (ВНП) страны увеличивался в среднем на 8% в год. В результате ВНП возрос с 2,3 млрд, долларов США в 1962 г. до 320 млрд, долларов в 1993 г., а доля ВНП на душу населения увеличилась с 82 долларов до 7.250 долларов в 1993 г. (в текущих ценах).

Быстрое экономическое и социальное развитие способствовало признанию и повышению авторитета Республики Корея в мире, сделало более заметной ее роль на международной арене. Об этом, в частности, свидетельствуют успешное проведение Олимпийских игр 1988 г. в Сеуле и прошедшая в Тэчжоне международная выставка «ЭКСПО-93», которую назвали «Олимпиадой науки и техники». Эти два мероприятия международного масштаба сыграли существенную роль в укреплении связей Республики Корея с другими странами мира и способствовали дальнейшему развитию ее экономики.

В то же время официальная статистика сегодня отмечает некоторое сокращение темпов экономического роста, начиная с 1992 года. Частично это объясняется цикличной перестройкой экономики, последовавшей за предыдущими тремя годами быстрого развития. Однако причины стагнации носят, по всей видимости, структурный характер.

Снижение конкурентоспособности корейской экономики объясняется сочетанием двух факторов — сохранившейся от прошлого системой государственного управления экономикой и отсутствием тех преимуществ, которые давал существовавший в прошлом избыток дешевой рабочей силы. В результате страна вынуждена была обратиться к поискам новых движущих сил экономического развития.

В целях оживления экономики администрация президента Ким Ён Сама, которая начала свою деятельность в феврале 1993 г., став первым за три десятилетия гражданским демократическим правительством. предпринимает усилия по созданию новой системы развития, названной «Новая Экономика».

Это означает полный отказ от практики прошлого, когда правительство направляло и контролировало инвестирование значительных денежных средств, рабочей силы и других ресурсов на развитие избранных «стратегических» промышленных производств в целях достижения скорейшего экономического роста. Вместо этого «Новая Экономика» будет обеспечивать автономию и условия для творческой инициативы всех занятых экономической деятельностью в целях максимального повышения эффективности.

В качестве первого шага в марте 1993 г. новой администрацией был принят краткосрочный «Стодневный план Новой Экономики», призванный за короткий промежуток времени создать условия для оживления экономики.

12 августа 1993 г. президент Ким Ён Сам предпринял решающий шаг на пути к оживлению экономики и искоренению коррупции, объявив о введении системы финансовых операций, исключающих банковские операции и деловые сделки под вымышленными именами.

Как считают в Сеуле, введение системы финансовых операций под настоящими именами, ослабление административного контроля, увеличившиеся капиталовложения основных предприятий и расширение финансово-административной помощи малому и среднему бизнесу — все это является хорошим фундаментом для нового экономического подъема. В 1993 г. экспорт увеличился на 7,6%, составив 82,4 млрд, долларов США, в то время как импорт вырос всего на 2,5%. Впервые за последние четыре года Корее удалось превысить стоимость экспорта над стоимостью импорта на 600 млн. долларов. Активное сальдо по текущим расчетам также составило от 200 до 300 млн. долларов. Прошедший год отмечен заметным сокращением числа трудовых конфликтов на предприятиях и значительным повышением составного биржевого индекса на Сеульской фондовой бирже. Все это свидетельствует о том, что корейская экономика успешно идет по пути к оживлению.

В своей политике Корея поддерживает тенденцию к открытию рынков и использует ее для повышения конкурентоспособности своей промышленности в целях более быстрого развития экономики.

С 1980 г. Корея предпринимала постоянные усилия. направленные на либерализацию импорта. В результате уровень либерализации импорта повысился с 68,6% в 1980 г. до 98,1% в 1993 г. В течение этого же периода средняя тарифная ставка понизилась с 24,9% до 8,9%, а к концу 1994 г. ожидается ее дальнейшее понижение до 7,9%.

В октябре 1989 г. Корея решила отказаться от ряда мер по защите платежного баланса, как предусмотрено положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). В первую очередь это относится к продукции сельского хозяйства. В соответствии с принятым решением Корея планирует постепенно устранить оставшиеся ограничения, чтобы к 1 июля 1997 г. привести их в соответствие с правилами ГАТТ.

В июне 1993 г. корейское правительство обнародовало третий этап своего проекта, касающегося либерализации и интернационализации финансовых операций, который начал осуществляться со второй половины 1993 г.

В соответствии с планом происходит постепенное упрощение процедур, связанных с операциями с иностранной валютой. Начиная с 1994 г. предельный уровень иностранных инвестиций на фондовой бирже будет постепенно повышаться и также постепенно будет открываться для них рынок ценных бумаг с фиксированным процентным доходом. Первоначально, начиная с 1994 г., иностранные инвесторы смогут приобретать конвертируемые облигации, причем даже те, которые выпущены корейскими предприятиями малого и среднего бизнеса.

Фирмам с иностранными инвестициями, занятым производством высокотехнологичной продукции или в банковском деле, или в других областях сферы услуг, в настоящее время разрешено привлекать иностранные кредиты на условиях их погашения в течение трех лет. Начиная с 1997 г. будет разрешено широкое использование иностранного кредита фирмами как с внутренними, так и с иностранными инвестициями.

В июне 1993 г. корейское правительство обнародовало также пятилетний план либерализации иностранных инвестиций. Согласно этому плану, 132 отрасли из 224. защищаемых в настоящее время от иностранной конкуренции, будут в пять этапов открыты для иностранных инвесторов в течение пяти лет, начиная с июля 1993 г. После осуществления этого плана, согласно стандартной корейской классификации, из 1148 отраслей экономики 1056 будут открыты для иностранной конкуренции. Это означает, что уровень либерализации иностранного инвестирования повысится до 93,4% в 1997 г. по сравнению с 83% на 2 июня 1993 г.

Процесс либерализации почти полностью охватит сферу услуг, включая размещение и транспортировку товаров, организацию больничного дела, профессиональное обучение и коммуникации.

Предусмотрено также осуществление ряда мер, которые значительно улучшат условия деятельности для компаний с иностранными инвестициями, в том числе ослабление контроля за приобретением земельных участков иностранными фирмами, большая степень защищенности прав на иностранную интеллектуальную собственность, а также другие шаги в этом направлении.

Республика Корея превратилась в одно из основных мировых торговых государств благодаря последовательному проведению политики более свободной торговли и открытия внутренних рынков, одновременно с этим укрепляя свои позиции на мировом рынке.

В прошлом Республика Корея вела торговлю преимущественно с развитыми странами — главным образом с США, Японией и странами ЕЭС. В последнее время она быстрыми темпами расширяет торговлю и сотрудничество в области использования капитала со всеми странами мира, в том числе и с Россией.

По мнению представителей корейских деловых кругов, Россия может стать одним из их основных торговых партнеров, так как обладает потенциально обширным внутренним рынком и богатыми природными ресурсами, в которых нуждается Корея.

Отношения между нашими странами стали быстро развиваться после установления официальных дипломатических отношений в сентябре 1990 г., особенно благодаря проведению серии встреч на высшем уровне и подписанию Договора об основах взаимоотношений между Республикой Корея и Российской Федерацией, которое состоялось в Сеуле в ноябре 1992 г. в результате визита президента России Б. Ельцина в Республику Корея.

Подъем корейской экономики на протяжении нескольких десятков лет, который часто называют «Чудом на реке Ханган», служит вдохновляющим примером современного экономического развития. Та стремительность, с которой корейская экономика выросла, восстав из пепла войны, ошеломила весь мир. Однако в своем развитии она не избежала болезней роста. Значительное повышение заработной платы, большие капитальные затраты и чрезмерная бюрократизация государственного аппарата, не говоря уже о коррупции, ставшей частью системы, ослабили конкурентоспособность Кореи на международной арене, что также усугублялось неблагоприятными внешними обстоятельствами. В минувшем году были предприняты большие усилия по преодолению существующих препятствий. В результате этих усилий, а также улучшения международного экономического климата, корейская экономика вновь обретает свою прежнюю мощь.

Ближайшее будущее ставит перед Республикой Корея новые задачи в свете итогов Уругвайского раунда переговоров, завершившихся в декабре 1993 г., и превращения азиатско-тихоокеанского региона в новый мировой центр экономики. Ориентация государственного и частного секторов корейской экономики на глобализацию и международное сотрудничество поможет стране успешно с ними справиться.

«Известия» 1 июня 1994 года