May 10

Лидеры демонстрируют в Казани новые подходы, а окружение - испытанные приемы показухи


Борис БРОНШТЕЙН. Василий КОНОНЕНКО. Известия»


«За договор с Татарстаном меня здорово били, критиковали — но я все же оказался прав». Таким вот, судя по всему, продуманным в своем кремлевском кабинете заявлением Б. Ельцин начал двухдневный визит в Татарию. Чтобы не было сомнений в правильности избранного нм пути спасения федерации, президент перефразировал свое сенсационное заявление, сделанное в Казани в 1990 году, так: «Татарстан взял себе полномочий по договору столько, сколько смог взять. Остальное, что осталось за федеральными органами, нас удовлетворяет. Это первый договор такого рода, и мне важно видеть своими глазами, как он реализуется на практике».

Судя по всему, Б. Ельцин удовлетворен результатом действия выстраданного договора о разграничении полномочий, стабилизировавшего отношения между Москвой и Казанью, и намерен уделить главное внимание чисто практическим делам.

В свою очередь, президент Татарии М. Шаймиев, отвечая на вопрос корреспондента «Известий», также заявил: «Нам нужно укрепить доверие, появившееся на базе договора. На мой взгляд, оно (доверие) есть сейчас, нам нужно заняться налаживанием нормальных для рынка экономических связей».

Б. Ельцину было необходимо продемонстрировать успех идеи национального согласия, основанного на компромиссах. На фоне событий вокруг Крыма договор с Татарией воспринимается аналитиками как пример взвешенной гибкой политики. Аналогичные договоры готовятся для некоторых других регионов России, в частности с Кабардино-Балкарией, Краснодарским краем, Удмуртией.

Б. Ельцин подчеркнуто интересовался опытом борьбы с преступностью в Набережных Челнах и республике в целом. (В. Ерин в беседе с корреспондентом «Известий» не скрывал восхищения чрезвычайными мерами, которые за минувший год позволили частично обуздать молодежные преступные группировки в республике).

Что касается объявления местными националистами Ельцина «персона нон грата» в Татарстане, они считают, что президент РФ данного им слова относительно суверенитета Казани в 1990 году не сдержал - М. Шаймиев с нескрываемым раздражением бросил: «Им всегда все не нравится». Тем самым он подтвердил: официальная Казань за мир с Москвой, и в русле этой политики была организована показуха, граничащая с безумием.

Авральные асфальтирования дорог, улиц в данном случае — цветочки. На точках пребывания Ельцина были организованы акции государственного масштаба. Чистили дома и балконы, приукрашали витрины магазинов, сутками блокировали проезжую часть улиц. В Набережных Челнах и Казани были стянуты тысячи сотрудников милиции. К сожалению, служивые люди не всегда помнили о своем долге и человечности.

Днем 30 мая в жилом доме на улице Восстания, где должен был проехать президентский кортеж, возник пожар. Несмотря на сосредоточение больших сил милиции, никто из служивых не пришел на помощь девочке, выскочившей из горящей квартиры на балкон. На ее счастье, проявили расторопность работники расположенного на первом этаже магазина. Они схватили с прилавка ковер, растянули его внизу над тротуаром, и девочка прыгнула с пятого этажа. С серьезными травмами и ожогами ее доставили в больницу. Едва пожарные потушили пламя, приехали маляры и немедленно закрасили копоть.

Главную ценность по-прежнему составляет политика, а не человек...

КАЗАНЬ.

«Известия» 1 июня 1994 года