May 9

Последний день из 18 счастливых лет в Америке


Владимир НАДЕИН, «Известия»


26 мая 1994 года, четверг, был последним днем из тех 18 лет пребывания в Америке, которые Александр Исаевич Солженицын назвал самыми счастливыми годами своей жизни.

Он был счастлив оттого, что ежедневно, без праздников и воскресений, с шести утра и нередко до позднего вечера, никем и ничем не отвлекаемый, писал. Ни один из 1323 жителей маленького городка Кавендиш в штате Вермонт никому и ни разу за все эти годы не указал узкой грунтовой дороги длиной в четыре километра, которая вела к дому Солженицыных.

В среду с раннего утра писатель работал за столом, как обычно. И уже ближе к вечеру, под дождем, прошел к автомобилю, постоял минутку, держась за деревянный столб калитки, и уехал. Теперь у владельца единственного в Кавендише универсама Джо Аллена нет нужды держать на видном месте табличку: «Мы не сообщаем, как проехать к дому Солженицына». Но пока он ее не снимает.

Репортеров было немного, преимущественно фотографы, а сопровождать А.И. Солженицына в течение всей его поездки будет журналистская бригада из Би-би-си. Вероятно, с нею у писателя особый договор.

В Кавендише властей немного, управляет всем единолично мистер Ричард Свек, который пожелал писателю доброго пути, на что Александр Исаевич сказал «спасибо» — понятно, по-английски.

Свек сказал потом журналистам, что он говорил утром с женой писателя Натальей: «В ней чувствовалась нервозность. Но если вы переезжаете с семьей на другой конец света, оно неудивительно. Мы обсудили с нею много всяких трудностей, которые их ждут впереди. Они постараются быть полезными своей стране. Она просила меня молиться за них».

А. Солженицын подарил городской библиотеке 11-томное собрание своих сочинений, только что вышедшее на английском языке. И на английском же надписал каждый том: «Людям Кавендиша». Библиотекарь Джойс Фуллер намерена выставить их для постоянного обозрения. «Я думаю, это честь для нашего города, — сказала она журналистам, — хотя у нас и не было обычных встреч день ото дня, поскольку он вел уединенную жизнь, и люди уважали это. Такое скромное поведение вполне соответствует духу Вермонта».

Двое сыновей Солженицына сопровождали родителей до аэропорта в Бостоне. Оттуда супруги летят в Анкоридж, самый большой город Аляски. Когда эта газета придет к читателям, великий русский писатель уже проведет несколько первых часов на земле своей Родины — во Владивостоке.

Загородный дом в Кавендише не предназначен для продажи. Хотя оба сына Александра Исаевича там живут редко, все равно они сумеют и впредь возвращаться в отчий дом. 21-летний Игнат совершенствует свою игру на фортепьяно в одном из институтов Филадельфии, 20-летний Степан в прошлом году поступил в Гарвардский университет.

ВАШИНГТОН.

«Известия» 28 мая 1994 года