May 4

Политики ведут дело к тому, что в Крыму будут загорать на баррикадах


Николай СЕМЕНА. «Известия»


24 мая в Киеве начались переговоры делегации Верховных Советов Украины и Крыма. К ним приковано внимание всего мира, ибо их значение, формально не выходящее за пределы украинского государства, на самом деле затрагивает интересы многих политических сил в разных странах и регионах мира.

В интервью местному телевидению накануне Ю. Мешков выразил надежду на то, что переговоры ведутся с Верховным Советом, а не с администрацией, ибо «Верховный Совет Украины не предпринимал шагов, направленных на разрушение государственности Республики Крым». Самым неблагоприятным для себя фактором он назвал совершенно невозможный, по его мнению, «отказ Российской Федерации принимать участие в стабилизации обстановки и отношений между киевской администрацией и крымской. Но это нереально...» И это свидетельствует, что сами по себе позиции Крыма, насколько бы они ни рекламировались как «дело правое», достаточно слабы. Именно поэтому Ю. Мешков все больше пытается опереться на опыт и мощь Российской Федерации, все чаще призывая ее сыграть роль третейского судьи и помощника. За этим стоит то, что, сколько бы в своих претензиях к Киеву симферопольская администрация ни ссылалась на «волю граждан», на результаты опросов и другие не очень прочные аргументы, она сегодня в значительной степени уже потеряла поддержку тылов.

Дело не только в том, что крымчане приехали в Киев с 1,5 триллиона долгом перед Киевом. Их министры экономики и финансов в правительстве Е. Сабурова гласно сомневаются в экономической возможности и целесообразности крымской самостоятельности. Дело не только в том, что Ю. Мешкову так и не удалось подчинить себе службу безопасности, а коллегия министерства внутренних дел Украины, приостановив финансирование, фактически оставила аппарат МВД Крыма во главе с генералом В. Кузнецовым в вакууме. Дело в конце концов даже не в том, что Крым зависим от воды и электроэнергии с Украины.

Дело в том — и этого еще не понимает Ю. Мешков, — что, чем больше сама же администрация президента раздувает дезинформацию о танках, национальной гвардии, о необходимости защищать президента от мифической угрозы из Киева, все больше крымчан осознают: если бы президентом Крыма были избраны либо Н. Багров, либо Л. Грач, они сумели бы те же политические, а главное — экономические задачи Крыма, проблемы его взаимоотношений и с Россией, и с Украиной решить успешнее, а главное — без шума, без танков, без казаков и собак под Верховным Советом, и уж точно без военного конфликта.

Разыгравшийся скандал с Киевом администрация Ю. Мешкова расценивает как свою силу, хотя на самом деле это ее самое слабое место. Курортный сезон в Крыму, на который сам президент возлагает большие надежды, уже больше чем наполовину сорван, довольно неинтеллигентная борьба с Киевом умножает ряды оппонентов президента. 23 мая к протестам татарского меджлиса, украинского гражданского конгресса, компартии Крыма добавился протест Федерации независимых профсоюзов. В его заявлении сказано, что администрация президента «экономические вопросы отодвигает на второй план», что крымчане, зажатые экономическими неурядицами недовольны «внезапно обострившейся обстановкой». У многочисленного крымского кадрового корпуса компетентных специалистов, оказавшихся неожиданно на вторых ролях, дилетантские шарахания и ненужная политическая борьба президента и его соратников там, где и политики-то нет, вызывает только снисходительную улыбку и чувство жалости к неизбежным нынешним и будущим потерям Крыма.

Правительство, прибегающее к провокациям, обречено на недоверие. В канун переговоров министр службы государственных дел В. Минин лично распространил не отвечающее действительности сообщение о том, что меджлис вот-вот провозгласит в Крыму татарскую республику, но бездоказательный источник был вовремя обнаружен.

Перед отлетом в Киев крымские руководители возлагали надежды на умеренные позиции нового председателя ВС Украины А. Мороза. Однако в канун переговоров в интервью телевидению он сказал, что для устранения конфликта нужно «перевести этот процесс (взаимоотношений Крыма и Украины.— Н. С.) в конституционное русло». И это, вероятно, будет вторым после экономического, барьером, который не смогут преодолеть крымские руководители. Стопроцентные шансы разбиться о него имеют все три блока вопросов из крымского портфеля: войска в Крыму — это компетенция Украины, гражданство Крыма может иметь чисто внутреннее значение, банковская интеграция России и Крыма — в пределах законов и интересов трех сторон. Чтобы решить это, не стоило будоражить весь мир...

Какими же будут итоги переговоров? Вероятно, минимальными. Даже если крымчане получат право на договорные отношения, то сам договор об этих отношениях объективно будет таким, что от него проще будет отказаться, чем жить по нему. И тогда крымская делегация обвинит Киев в нежелании поиска компромисса, в некомпетентности и пр. И если такой итог не остудит пыл нагнетателей обстановки, то крымская сторона неизбежно будет приобретать все больше противников, с которыми будет вынуждена все ожесточеннее воевать. Крым сорвется в пропасть, на краю которой он уже стоит. Но если он даже удержится, это будет уже другой Крым...

СИМФЕРОПОЛЬ.

«Известия» 25 мая 1994 года