April 3

Центробанк понизил цену на свои кредиты, но очень уж незначительно


Иван ЖАГЕЛЬ, «Известия»


Недавнее решение Центробанка России снизить процентную ставку за свои кредиты с 210 до 205 процентов годовых вызвало противоречивую реакцию в банковских кругах и массу самых различных прогнозов.

Дело в том, что от стоимости кредитов ЦБ, которые предоставляются коммерческим банкам, во многом зависит и стоимость кредитов на межбанковском рынке. Ведь коммерческие банки не могут, так сказать, продавать деньги дешевле, чем они были куплены в Центробанке. Поэтому любое изменение ставки ЦБ вызывает очень резкую реакцию финансового рынка.

Кроме того, понижение процентной ставки за централизованные кредиты или ставки рефинансирования произошло впервые с начала экономической реформы — во всяком случае, в предыдущие два года она только росла. И это дало возможность заместителю председателя ЦБ А.Хандруеву заявить в интервью «Известиям», что хотя о переломе на российском финансовом рынке говорить еще рано, но то, что здесь наметились положительные тенденции,— это факт.

Уже несколько месяцев инфляция находится на рекордно низком уровне, произошла относительная стабилизация курса рубля, начали снижаться процентные ставки за кредиты на межбанковском рынке. Естественно, Центральный банк не может не реагировать на все эти процессы. Тем более что в соответствии с соглашением с правительством годичной давности ставка рефинансирования не должна отличаться более, чем на 7 процентов от среднего уровня процентных ставок за кредиты на межбанковском рынке.

Исходя из этих пропорций, сказал А.Хандруев, мы могли бы уже сегодня установить ставку рефинансирования где-то на уровне 192 процентов, и эта цифра обсуждалась на совете директоров ЦБ. Но потом было решено действовать более осторожно, снизить ставку до 205 процентов и после этого присмотреться, какие тенденции возобладают на российском финансовом рынке.

Однако, как считает вице-президент Ассоциации российских банков В. Захаров, на такое незначительное понижение ставки рефинансирования рынок вообще не отреагирует. И никакого практического значения последнее решение Центробанка России не имеет.

Еще более развернуто высказался по этому поводу вице-президент «Мост-банка» А. Цимайло. По его мнению, никакой тесной связи с макроэкономическими показателями не было ни у прежней ставки рефинансирования в 210 процентов, ни у нынешней. Но при этом надо учитывать, что роль субъективных факторов в нашей экономике сильнее, чем у других. Поэтому важно не то, насколько снижена ставка рефинансирования, а изменение направления ее движения.

Приняв последнее решение, считает А. Цимайло, руководство Центробанка не столько надеялось на получение какого-то экономического эффекта, сколько на психологическое воздействие на всех участников финансового рынка. Тем более, что ЦБ сейчас действует в унисон с правительством, постоянно подчеркивающим факт снижения инфляции и утверждающим, что так будет происходить и дальше.

«Известия» 6 мая 1994 года