March 27

Похороны президента Никсона объявлены днем национального траура


Владимир НАДЕИН, «Известия»


«Кухонная ссора» с Никитой Хрущевым названа одним из ключевых моментов биографии покойного президента США Ричарда Никсона. В прокламации, специально изданной в связи с его кончиной, президент Билл Клинтон счел необходимым вновь вспомнить об этом жестоком споре на Выставке достижений народного хозяйства СССР.

Подводя итоги богатой взлетами и падениями жизни 37-го президента США, государственные деятели и журналисты воздают ему хвалу за то, что в свое время вызывало наиболее сильный и организованный отпор, — за окончание войны во Вьетнаме, за установление отношений с Китаем, за разрядку с Советским Союзом.

Его политическая карьера должна была обломиться 9 августа 1974 года, когда Ричард Никсон стал первым (и, как полагают здесь многие, последним) американским президентом, отрекшимся от Белого дома под угрозой неумолимой отдачи под суд. Намерение прикрыть могучей президентской властью преступников, установивших подслушивающее оборудование в гостинице «Уотергейт», стало фактом. Даже после помилования, которое подарил Никсону его преемник Джеральд Форд, звезда Никсона, казалось, закатилась навсегда. Именно тогда у него появилась та сердечная аритмия, которая привела к образованию рокового тромба двадцать лет спустя.

Он скончался в пятницу на руках у своих дочерей Джулии Эйзенхауэр и Трайсии Кокс. После сильного кровоизлияния в мозг, которое произошло в прошлый понедельник вечером, Никсон, казалось, несколько оправился в среду, однако затем его состояние стало быстро ухудшаться. Его жизнь, или, точнее, биологическое существование, можно было продлить с помощью современных средств. Но, как оказалось, Никсон заранее побеспокоился о том, чтобы его врачи не прибегали к таким искусственным методам. Он считал достойной только такую жизнь, которая позволит думать, понимать, действовать.

Побеспокоился он и о том, чтобы его похороны прошли так и там, где о нем будут скорбеть искренне и глубоко. Столицу страны город Вашингтон бывший президент явно таким местом не считал. Р. Никсон еще при жизни избрал местом своего упокоения библиотеку, названную его именем и построенную в калифорнийском городке Йорба-Линда, где он родился.

В президентской прокламации, в частности, сказано:

«Я, Уильям Дж. Клинтон, президент Соединенных Штатов Америки, властью, возложенной на меня Конституцией и законами Соединенных Штатов, в почтение к памяти президента Никсона и как выражение общественной печали, приказываю, что бы флаг Соединенных Штатов был вполовину приспущен на Белом доме и всех зданиях, сооружениях и военно-морских судах Соединенных Штатов на период в 30 дней со дня его смерти. Я также приказываю, чтобы на то же время представители Соединенных Штатов в зарубежных странах издали соответствующие распоряжения о полуприспущении флагов над их посольствами, консульствами и прочими учреждениями за рубежом, включая военные сооружения и посты. Я приказываю настоящим, чтобы надлежащие почести были отданы соединениями вооруженных сил по указанию министра обороны в день похорон.

Я назначаю далее день предания праха земле днем национального траура по всем Соединенным Штатам. Я призываю людей Америки собраться в этот день в местах, избираемых ими для молебнов, чтобы воздать должное памяти президента Никсона и испросить продолжения Божией благодати на нашу землю».

В среду, в день похорон Никсона в Йорба-Линда, не будут работать все правительственные учреждения страны. Почтовые отправления не будут доставляться государственной почтой. Впрочем, в США есть параллельная частная почта, а газеты развозятся собственными службами доставки.

Крах Ричарда Никсона на президентском посту привел к серьезной перемене в соотношении полномочий между президентом и конгрессом в пользу последнего. Эта ни на миг не утихающая борьба за влияние между двумя ветвями управления страной продолжается и по сей день. Однако в самой республиканской партии результатом Уотергейта стало преобладание консервативных тенденций, выразителем которых стали президенты Р. Рейган и Дж. Буш. Это направление и сегодня преобладает в главной оппозиционной партии страны, которая копит силы для реванша в 1996 году.

ВАШИНГТОН.

«Известия» 26 апреля 1994 года