March 20

Наше кино осиротело на эпоху


Виктор МЕРЕЖКО


Умер артист кино. Закончилась долгая и прекрасная легенда по имени Николай Афанасьевич Крючков.

Совсем недавно мы с благодарностью и небывалым в наши дни единодушием вручали ему высшую кинематографическую награду «Нику» — «За честь и достоинство».

Мы знали и чувствовали, что рядом с нами живет и здравствует Человек кино, Человек народа. И это придавало нам сил, уверенности и порядочности.

Совсем недавно мы не хотели допустить мысли, что придет этот печальный день и за нами дрогнет тыл.

Тыл дрогнул. Крючкова не стало.

Этот человек воистину был нашим тылом. Тылом, который не только защищал, но и предупреждал. Предупреждал, что жизнь — штука длинная и ухабистая.

Крючков был историей нашего кино, и в этой истории его имя было одним из ярчайших. Но сам он никогда не чувствовал себя историей, потому что работал до последних дней, активно жил радостями, заботами, бедами нашего кино.

В 30-е годы Николай Афанасьевич быстро и уверенно входит в молодое советское кино и сразу становится звездой первой величины. Любовь к фильмам с его участием можно, без преувеличения, назвать всенародной. Давайте вспомним: «Окраина», «Комсомольцы», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Небесный тихоход» и многие другие.

В военные годы кинопередвижники без устали показывали «Парня из нашего города», «Во имя Родины», «Фронт». И крючковские персонажи из этих фильмов становятся нарицательными как в окопах, так и в тылу.

В «хрущевскую оттепель» Николай Афанасьевич создает экранные образы поразительной глубины и драматизма. В «Жестокости», в «Тревожной молодости», в «Суде», в «Балладе о солдате».

А потом были блистательные и разноплановые работы в «Женитьбе Бальзаминова», «Осеннем марафоне», в «Горожанах», в «Дамском танго».

Друзья, коллеги, просто знакомые звали его дядя Коля. В этом были уважение к нему, доверие и любовь.

Нам будет очень не хватать Крючкова потому, что сегодня дефицит нравственных и честных людей становится все драматичнее.

Нам будет очень не хватать этого могучего человека, пережившего не одного правителя, видевшего нарождение и крах одной империи и возникновение второй и не потерявшего при этом человеческого достоинства, любви и таланта.

Нам будет очень не хватать просто артиста кино Николая Афанасьевича Крючкова.

Вечный вам покой и вечная людская память, дорогой Николай Афанасьевич.
Это счастье, что вы были на этой земле.

(Фото из архива «Известий»)

«Известия» 15 апреля 1994 года