March 17

Остановлен ЗИЛ. Пока на неделю. Рабочие распущены по домам


Игорь КАРПЕНКО. «Известия»


С 4 по 11 апреля — пока на неделю — остановлен главный конвейер AMO ЗИЛ. Замер крупнейший автозавод страны, главное предприятие столицы.

Теперь и этот завод постигла участь российского автомобилестроения — зиловские грузовики, десятилетиями обеспечивавшие основные потребности армии и сельского хозяйства страны, оказались не по карману его традиционным потребителям.

AMO ЗИЛ уже несколько месяцев в катастрофическом положении из-за непомерных налогов, взаимных неплатежей, снижения платежеспособного спроса села и военных. Главный конвейер грузовиков последнее время работал только в одну смену и четыре дня в неделю.

Головной завод не в состоянии удержать специалистов: при средней зарплате в сто тысяч рублей и тяжелом труде на конвейере люди вынуждены уходить с предприятия, где проработали десятки лет. Сейчас здесь осталось меньше 35 тысяч рабочих. Не спасает положения и ходовая продукция завода — холодильники и микроволновые печи, ведь их выпуск составляет менее трех процентов общего объема продукции.

— Мы давно уже каждый рабочий день,— с горечью рассказывает председатель профсоюзного комитета завода Михаил Аллилуев, — начинаем с разговора о том, где взять денег на зарплату людям, на поддержание производства. Задушили налоги и неплатежи. И не мы одни: то же самое происходит со всеми предприятиями, выпускающими грузовой автотранспорт. Впечатление такое, что решено до конца развалить отечественное производство грузовиков в России.

Что мы можем сделать? Бастовать, как горняки? Так ведь и без того завод работает вполсилы, с перебоями и остановками. Наверное, рабочие выйдут с пикетами к Белому дому и мэрии — людей не остановишь, они на грани социального взрыва.

— Но профсоюз мог бы и должен обратиться в правительство за поддержкой — это ведь все-таки ЗИЛ.

— Да кто нас сегодня будет слушать! Наш комитет профсоюзов несколько месяцев пробиться в Моссовет-то не мог. Повторяю — ведь не одного ЗИЛа это касается. Надо что-то делать правительству, иначе все кончится очень плохо...

«Известия» 5 апреля 1994 года