March 12

Выборы на Украине выявляют опасную тенденцию: регионы тянут в разные стороны


Максим ЮСИН, «Известия»


Выборы в украинский парламент и опрос населения в Крыму, состоявшийся, несмотря на запрет Киева, подтвердили самые худшие опасения относительно будущего Украины.

И хотя в большинстве избирательных округов предстоит второй тур и имена депутатов нового Верховного Совета станут известны в лучшем случае 10 апреля, два вывода можно сделать уже сейчас.

Первый состоит в том, что республика сегодня фактически расколота. С одной стороны, западные области — оплот украинской «самостийности», где большинство избирателей отдали голоса Руху и другим «патриотическим» движениям. С другой стороны — тяготеющий к России восток, где успех праздновали кандидаты, выступавшие за сближение с Москвой. Каковы сегодня настроения жителей восточных регионов, показали результаты опроса, проведенного в Донецкой области. По предварительным данным, 87 процентов ее жителей высказались за признание русского вторым официальным языком, а 85 процентов - за полное вхождение Украины в экономический союз с Россией.

Для «национал-демократических» партий, одержавших безоговорочную победу на западе республики, оба эти требования неприемлемы. Существует реальная угроза, что будущий парламент, раздираемый между двумя непримиримыми политическими силами, окажется неработоспособным. Лидер Руха Вячеслав Чорновил однозначно заявил, что не сможет найти общего языка с бывшим премьером Леонидом Кучмой, «полностью ориентированным на Россию». Между тем именно Кучму считают фаворитом на предстоящих президентских выборах. 27 марта он подтвердил свою популярность: в пограничной с Россией Черниговской области кандидатуру Кучмы поддержали более 90 процентов избирателей.

Второй вывод касается Крыма. 80 процентов жителей полуострова, принявших участие в опросе населения, ответили «да» на оба вопроса, которые Леонид Кравчук объявил неконституционными. Как и опасались в Киеве, крымчане высказались за двойное гражданство (украинское и российское) и за большую самостоятельность по отношению к Украине.

Исход голосования грозит вызвать не только новый кризис между украинскими и крымскими властями, но вполне может отразиться и на отношениях Москвы и Киева. Президент Юрий Мешков не делает секрета из своих планов: опираясь на волеизъявление народа, он будет требовать от крымского парламента принятия соответствующих законов. Зная резко отрицательное отношение к этому Киева, президент Крыма сознательно идет на конфликт, рассчитывая «на себя, на свою администрацию и на помощь Черноморского флота».

Со своей стороны, украинские радикалы призывают Кравчука использовать силу для наведения порядка на полуострове. И хотя президент Украины едва ли последует их совету, угроза вооруженного противостояния велика. Тем более если Черноморский флот откликнется на призыв Мешкова и в нарушение российско-украинских договоренностей выступит в его поддержку. Не случайно Кравчук в недавнем телеинтервью говорил о возможности возникновения нового Карабаха.

Обострение ситуации в Крыму, уверяют российские дипломаты, не входит в планы Москвы. Россия прежде всего заинтересована в ядерном разоружении Киева, которое может быть приостановлено, если возникнет угроза территориальной целостности Украины. В преддверии крымского опроса российские власти заняли подчеркнуто нейтральную позицию, не желая вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Тем не менее события развиваются во многом помимо воли Кремля. Сколько бы ни призывали Мешкова к сдержанности Ельцин и Козырев, крымский президент по духу значительно ближе другим российским политикам. Не случайно, по свидетельству агентства Рейтер, в одном из интервью он заявил о своем восторженном отношении к Жириновскому.

Если кризис на Украине будет углубляться, а в России сохранится хотя бы относительная стабильность, сепаратистские устремления получат новый импульс — и не только в Крыму. В этом случае Москва против собственной воли может оказаться вовлеченной в круговорот событий в соседней стране; И даже если Ельцин займет умеренную позицию, маловероятно, что Дума, где доминируют коммунисты и националисты, удержится от искушения разыграть крымскую карту, а в будущем - донецкую, луганскую, днепропетровскую...

Как признался аккредитованный в Москве иностранный дипломат, российские официальные лица в частных беседах уже начали прощупывать почву, стремясь выяснить, как отнеслись бы на Западе к расчленению Украины. Пока эти предположения — из области гипотез. В окружении Ельцина, во всяком случае, не намерены форсировать процесс. Присоединение Крыма не улучшит экономическую ситуацию в России и едва ли укрепит ее международные позиции. В самой Российской Федерации достаточно горячих точек, стоит ли добавлять еще одну?

В отношении Украины Кремль избрал выжидательную тактику, взвешивая все «за» и «против» и предоставляя киевским властям самим развязывать узлы, которые с каждым днем затягиваются все туже.

«Известия» 30 марта 1994 года