Список «Оскаров» Стивена Спилберга пополнился «Списком Шиндлера»
В общем-то не было большой неожиданности в том, что новая картина Стивена Спилберга «Список Шиндлера» была признана лучшим фильмом прошлого года, стяжав себе «Оскаров» еще по шести номинациям, включая лучшего режиссера года и лучшего сценариста года.
Об этой картине много писали и в нашей, и в зарубежной печати, в минувший уик-энд о нем подробно рассказала программа «К-2» Российского телевидения.
Меня же в феномене успеха «Списка Шиндлера» больше всего интересует Стивен Спилберг. Огромный успех «Челюстей», «Инопланетянина», «Искателей потерянного ковчега», «Парка Юрского периода», казалось бы, навсегда отвел этому режиссеру место в ряду замечательно профессиональных режиссеров, для которых проблем социальных, национальных, расовых не существует.
И вдруг картина, снятая по неостывающим следам нашей общей недавней истории, — вторая мировая война, фашизм, геноцид неарийцев, и прежде всего — евреев. Немецкий промышленник Шиндлер, убеждая наци, что без рук еврейских рабочих его производство зачахнет и погибнет, убеждает их и в том, что какую-то часть работников нужно сохранить. Так появляется особый «список Шиндлера», в который немецкий заводчик внес имена более тысячи обреченных на неминуемую смерть в газовых камерах людей.
Возможно, на фоне шести миллионов загубленных евреев «список Шиндлера» выглядит не столь уж внушительным. Но кто доказал, что «теория малых дел» не даст своих, хоть и отдаленных во времени результатов?
Лучшим актером года Американская академия киноискусства назвала Тома Хэнкса за исполнение в фильме «Филадельфия» роли адвоката, заболевшего СПИДом, а лучшей актрисой года признана Холли Хантер, сыгравшая в картине «Пианино» роль немой женщины. Лучшим иностранным фильмом стала лента испанских кинематографистов «Золотой век».