February 21

Глава контрразведки снят. И это - только начало


Василий КОНОНЕНКО, «Известия»


При демократии случаются сюрпризы. Один из них — появление решения Госдумы об амнистии. Варианты на сей счет просчитывались, но всего просчитать невозможно, тем более что это не зависело от участников данного анализа. Так уклончиво объяснил факт выхода на свободу организаторов октябрьского мятежа, а также освобождение от ответственности членов ГКЧП по амнистии Госдумы представитель президента в Федеральном собрании А. М. Яковлев. Он, как и его коллеги из окружения президента РФ Ю. Батурин и Г. Сатаров, провели 28 февраля в Кремле брифинг, который был практически полностью посвящен разбору ситуации, связанной с постановлением Госдумы об амнистии.

А. М. Яковлев обратил внимание журналистов на несовершенство законодательства, что, по его словам, и явилось причиной недостаточно четких и согласованных действий президентской команды в ответ на постановление Госдумы об амнистии. Кроме того, была информация, будто в аппарате Думы ведется работа с целью корректировки текста постановления, и это обстоятельство не было учтено. Более того, было направлено письмо Генпрокурора А. Казан-ника в Госдуму. В нем содержалось шесть основных пунктов, суть которых сводилась к устранению асимметрии в постановлении об амнистии. Здесь Г. Сатаров высказался более категорично: по его словам, именно непоследовательность позиции прокуратуры является ключевым моментом во всей этой истории.

Генпрокурор отправляет письмо в Госдуму о несоответствии ее постановления об амнистии российскому законодательству, а затем с невиданной для этого ведомства быстротой принимается решение об освобождении из-под стражи круга известных людей.

Г. Сатарову был задан вопрос, насколько достоверна информация о том, что М. Горбачев допускает возможность предварительного согласования данного документа с президентом Б. Ельциным. Г. Сатаров ответил: «Этот вопрос не мог быть согласован с президентом, что и подтвердил И. Рыбкин в беседе со мной 26 февраля».

Тем не менее участники брифинга заверили, что подобного поворота события они ожидали, хотя при этом не привели никаких аргументов в подтверждение своих слов. По словам Сатарова, президент запланировал соответствующие действия по защите прав человека, и они в ближайшее время будут оглашены.

Как сенсацию восприняли журналисты сообщение об освобождении от должности директора Федеральной службы контрразведки Н. Галушко (указ об этом подписан президентом 28 февраля).

«Известия» 1 марта 1994 года