February 21

На Ближнем Востоке один безумец может разрушить то, что с трудом создали лидеры нескольких государств


Леонид МЛЕЧИН, «Известия»


Бойня в мечети, устроенная одним безумцем, дорого обойдется еврейскому государству. Ответные террористические акции — лишь самая очевидная из неприятностей.

Ослаблены позиции председателя Организации освобождения Палестины Ясира Арафата и его окружения, рискнувшего признать право Израиля на существование, несмотря на проклятия многих палестинцев, которые уверены, что единственный путь решения всех проблем — сбросить евреев в море.

Восстание палестинцев на оккупированных территориях, начавшееся после кровопролития в мечети в пятницу, приводит израильтян в ужас. Не переговоры с палестинскими арабами, не мир с ними, а сила оружия кажется единственной гарантией безопасности. В поисках защиты израильтяне поворачиваются к правым партиям, противникам переговоров с Арафатом и возвращения арабам оккупированных территорий. Правительство Ицхака Рабина может лишиться поддержки.

Израильтяне полны сомнений относительно мирных переговоров с арабами, потому что все реальные уступки (в том числе вернуть территории) должны сделать евреи. От арабов же требуется нечто метафизическое — признать Израиль и заключить с ним мир. Но договор не чек на покупку. Договор можно расторгнуть, а вернуть земли уже нельзя. Израильтянам этот обмен — с учетом ненависти арабов к еврейскому государству — представляется неравным и ненадежным. Но выбора у израильтян нет.

Демографическая ситуация на Ближнем Востоке исключает их победу над врагами. Возвращение оккупированных территорий и мирный договор хотя бы уменьшат количество врагов и обеспечат Израилю международную поддержку.

Не прекращаются столкновения на оккупированных территориях. Израильская армия блокировала Западный берег реки Иордан, на котором живут 800 тысяч палестинцев, чтобы предотвратить нападения арабов на евреев. Дополнительные подразделения введены в сектор Газа, но это не сможет остановить разгневанных палестинцев.

Извиняться за пролитую кровь к арабам на Западный берег приехал президент Израиля Эзер Вейцман. Он назвал расстрел в мечети «самым отвратительным преступлением во всей истории еврейского народа», но желающих слушать израильского президента было немного.

Израильские власти начали аресты членов антиарабского движения, к которому принадлежал и Барух Гольдштейн. Он успел расстрелять 39 и ранил 100 арабов, молившихся в мечети, прежде чем его самого застрелили. Гольдштейн был сторонником основателя движения раввина Меира Кахане, убитого в 1990-м.

Израильское правительство приказало выслать из Хеброна около 200 членов движения и обещало принять жесткие меры против радикально настроенных еврейских поселенцев, которые не хотят уходить с оккупированных территорий и не верят в договоренности с Организацией освобождения Палестины.

Министр иностранных дел Израиля Шимон Перес назвал израильских радикалов «несчастьем для еврейского народа». В столкновениях, начавшихся в пятницу, погибло два с лишним десятка человек.

Трагедия в мечети отозвалась в соседнем Ливане, где в воскресенье взорвалась бомба во время богослужения в католическом храме ливанцев-маронитов. Девять человек погибло. Еще четыре бомбы, подложенные под церковный орган, не взорвались.

Просирийский министр информации Ливана Мишель Са-маха заявил, что этот взрыв часть «израильского заговора, который начался с бойни в мечети в Хеброне».

В южном Ливане израильские солдаты и их ливанские союзники застрелили четырех боевиков, которые пытались проникнуть на территорию Израиля.

Но единственный правильный ответ Израиля на бойню в мечети — торопить переговоры с Организацией освобождения Палестины, как можно скорее предоставить палестинским арабам автономию. В противном случае Израиль ждет неопределенное и одинокое будущее, зависящее от сужающегося круга друзей.

«Известия» 1 марта 1994 года