February 15

Федеральное собрание встретило послание сдержанно. Напряженность между ветвями власти обостряется


Василий КОНОНЕНКО. «Известия»


Ровно 50 минут находился президент РФ Б. Ельцин на трибуне, выступая перед депутатами обеих палат Федерального собрания. Его доклад «Об укреплении Российского государства» был выслушан молча и встречен сдержанно. Различные политические силы, представленные в парламенте, не питали иллюзий относительно мобилизующей силы президентского послания на конструктивную работу и согласие. Все они находились под впечатлением принятого накануне решения Госдумы об амнистии лиц, ответственных за августовский путч и октябрьский мятеж.

Об этом и только об этом шел разговор в Кремле перед открытием заседания двух палат. Вот некоторые высказывания на эту тему.

Лидер фракции коммунистов Г. Зюганов:

— Если президентская команда и правительство не поймут, что решение Госдумы об амнистии указывает путь к национальному согласию и примирению, тем хуже для них. Мы — накануне массовых забастовок. Экономический кризис приобретает катастрофические масштабы. Поэтому сейчас задача — сделать шаги к примирению. Вслед за амнистией должен последовать договор с Беларусью. Нужно протянуть руку Украине, восстановить все связи с Казахстаном.

Характеризуя президентское послание, Г. Зюганов заявил: «Президент уже обнародовал 15 программ, но ни одна из них не выполнена. Надежды на конструктивные действия президента и правительства у меня нет. Наш подход — немедленное изменение экономического курса, формирование правительства национального доверия при условии ухода из него Чубайса, Козырева. Если конфронтация со стороны исполнительной власти будет продолжаться, уже в этом году те, кто подписал соглашение в Беловежской Пуще, уйдут с политической арены».

Пресс-секретарь президента В. Костиков также вернулся к оценке принятого Думой решения об амнистии.

— Сейчас, вероятно, начнется война юридических интерпретаций решения Госдумы, — сказал он, — поскольку по Конституции она может объявлять амнистию, а не принимать решение по этому поводу. В ближайшие недели-месяцы никто из Лефортово или Матросской тишины не выйдет. Кроме того, подобное решение безнравственно, поскольку находящиеся под следствием имеют прямое отношение к пролитой крови. Всем стало ясно, что в Думе наметился блок коммунистов и неофашистов, между которыми нет практически никакой разницы.

Журналистов особо интересовало мнение по этому поводу Генерального прокурора РФ А. Казанника. Он заявил, что органы прокуратуры политикой не занимаются, «мы обеспечиваем законность и обязаны использовать решение компетентных государственных органов. Когда оно будет опубликовано, мы его изучим и под протокол ознакомим каждого обвиняемого. Если они будут согласны с решением Госдумы об амнистии, я вынесу постановление о прекращении уголовного дела в отношении того или иного лица».

Но независимо от этой драматической новости, которую Дума преподнесла с расчетливой точностью накануне программного выступления президента, были все же обнадеживающие нотки по поводу президентского послания.

В интервью корреспонденту «Известий» известный экономист П. Бунич заявил:

— Президент стоял перед сложной задачей: в 50-минутном выступлении нужно было сказать обо всем, ничего не упустив из круга проблем, которые относятся к взрывоопасным для общества. Можно только приветствовать его такт — он не отреагировал на решение Госдумы. Не здесь говорить об этом. Что же касается важнейшего, экономического блока послания, то прежде всего ключевым можно считать подтверждение президентом на продолжение курса реформ, начатого в 1992 году. Второе, о чем упомянул президент и что представляет важность, — он не ориентируется на государственников, на доклад «советских академиков». Признаком поддержки пропагандируемого ими курса могли бы стать, например, предложения президента о замораживании цен, зарплаты, курса рубля и т. д.

Экс-министр финансов Б. Федоров заявил корреспонденту «Известий»:

— Безусловно, нужно приветствовать констатацию президентом опасности раскручивания инфляции нынешним Кабинетом министров. Тем не менее все будет зависеть от практических дел по осуществлению обозначенных президентом мер.

«Известия» 25 февраля 1994 года