February 14

Борис Ельцин: Ни одной проблемы не решить в условиях конфронтации


Отто ЛАЦИС, «Известия»


24 февраля, выслушав речь президента Ельцина по поводу его ежегодного послания Федеральному собранию, депутаты получили возможность прочитать и само послание — солидный 94-страничный документ. Конечно, это документ не для массового чтения. Будем, однако, надеяться, что политики, которым послание адресовано, прочтут его внимательно.

Слово «ежегодное» определяет его статус согласно закону. Пока это просто первое такое послание в истории России. Этим определяется его временной горизонт: объясняя свое понимание политики, автор то и дело выходит за рамки одного года. Этим определяется и выбор ведущей темы: «Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» — так названо первое послание президента парламенту после принятия Конституции РФ.

«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» — первый из шести разделов послания. Президент констатирует, что, отказавшись от командного принципа осуществления власти, государство так и не смогло в полной мере овладеть правовым принципом. Это вызвало неконтролируемый рост управленческого персонала, расцвет бюрократизма, включение части чиновничества в политическую борьбу (и, соответственно, саботаж государственных решений), коррупцию, низкий уровень исполнительской дисциплины, рассогласованность в работе государственных органов. Формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти. Отсюда задача — отладить практические механизмы демократии. В послании предлагается принять пакет законов — о правительстве, о федеральных органах исполнительной власти, о нормативноправовых актах, о федеральной государственной службе, о статусе депутатов.

Предложены направления правовой реформы и основные сферы законодательной деятельности в связи с этим. Касаясь перспектив судебной реформы, президент, в частности, пишет о необходимости возобновления работы Конституционного суда, принятия нового закона, учитывающего изъяны прежнего закона о Конституционном суде.

Много места уделено задачам борьбы с преступностью, защиты гражданина, права и государства. Говорится о подготовке Федеральной программы борьбы с преступностью, об укреплении правовых органов и правовой базы. Отдельно — об экономической преступности, о равной правовой защите всех форм собственности, о защите лиц, занимающихся частным предпринимательством, и вместе с тем — об ответственности за недобросовестную конкуренцию и недобросовестное предпринимательство, ложное банкротство, ложную рекламу, получение кредитов обманным путем, компьютерные преступления. Все это — новые явления в жизни, а потому даже пойманного нарушителя судить затруднительно: нет закона. Как неотложные меры упомянуты принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

«ЧЕЛОВЕК В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ» -второй раздел послания. «Вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности», — говорится в нем. Правовая защита личности, защита здоровья, экологическая безопасность, государственная поддержка институтов гражданского общества — темы этого раздела.

Много места уделено защите права на информацию. В качестве первоочередной задачи упомянуто принятие соответствующего закона.

Признавая финансы ключевой проблемой прессы при переходе на рыночные рельсы, президент пишет: «В 1994 году ни в коем случае нельзя оставлять прессу без дотаций». Что ж, спасибо, конечно, и за эту заботу. Но надолго ли ее хватит и насколько обоснованно такое изъятие из общих рыночных принципов? Убытки-то газет и журналов вызваны прежде всего безумной платой за распространение (а это система связи — государственная монополия), за типографские услуги (типографии — государственные и в большинстве регионов — монопольные предприятия), безумными ценами на бумагу (монопольно организованная промышленность). Пожалуй, антимонопольная активность государства была бы посильнее дотаций, а налогоплательщику обошлась бы дешевле.

«ФЕДЕРАЛИЗМ - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФОРМА ДЕМОКРАТИИ» — третий раздел. Здесь обосновывается необходимость «новой региональной стратегии российского государства». Предлагается пересмотреть предоставленные отдельным регионам льготы, а экономически депрессивным регионам помогать через Федеральный фонд регионального развития. Отдельные вопросы — национально-культурная автономия, защита прав человека в национальной сфере, сохранение уязвимых этнических культур и общин, особенно на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди предлагаемого пакета законопроектов — закон о вынужденной миграции и беженцах из зоны межэтнических конфликтов.

Четвертый раздел — «К СОЦИАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ ЧЕРЕЗ РЫНОЧНУЮ РЕФОРМУ». Суть подхода к проблеме выражена в следующих словах: «Реальная экономическая реформа в России была неизбежна. Отступление от стратегии реформы поставит страну на грань катастрофы. Политическая линия государства должна быть однозначной: попятного движения не будет».

Центральными проблемами следующего этапа реформы названы повышение инвестиционной активности, весомый вклад в структурную перестройку, создание конкурентной среды и формирование полноценного фондового рынка. Предлагается заложить прочную правовую базу предпринимательства, упростить процедуры, регламентирующие деятельность частного бизнеса.

В свете громких дискуссий последних недель нельзя не выделить два пункта послания. Во-первых, среди актуальных задач начавшегося года названо начало глубокой реформы Центрального банка с целью создания Федеральной резервной системы. Эту реформу президент обещает держать под своим контролем. Во-вторых, предлагается изменить всю систему государственной поддержки аграрного сектора: «не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма». Не забыть бы к следующему ежегодному посланию посмотреть, как это будет выполнено.

Заслуженно много говорится об инфляции, о ее причинах, о корнях: «Эта болезнь много лет терзала нашу экономику, оборачивалась всеобщим товарным дефицитом, карточным распределением, километровыми очередями». Сказано и о влиянии на инфляцию борьбы ветвей федеральной власти, и об ошибках правительства. И самое интересное — о перспективах.

Подход логичен: есть Программа действий правительства, принятая в августе 1993 года, и это единственный на сегодня законный’действующий документ по данной проблеме. В той программе сказано: к концу 1994 года сбить инфляцию до предельного уровня 3—5 процентов в месяц. И в послании президента — соответственно 3—5 процентов.

Все тут просто и ясно — и все донельзя запутано. Всем известна дискуссия между бывшим министром финансов Б. Федоровым, настойчиво повторяющим установку на 3—5 процентов, и премьером В. Черномырдиным, вдруг обозначившим в ряде речей рубеж 8—9 процентов, что означает в годовом исчислении огромную разницу и принципиально меняет экономические условия. Добавим, что разосланный к заседанию правительства 25 февраля доклад Минэкономики содержит установку: 7—9 процентов. И последнее: по имеющейся у нас информации, названная в президентском послании цифра... согласована с В. Черномырдиным.

Все это — не повод для злорадства и ехидства, не повод для политических игр. Речь идет о проблеме, объективно трудной для самого общества. И — критически важной. В послании суть выражена достаточно ясно: «Основа инвестиционного кризиса — высокая инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество... Из-за инфляции кредит стал не только дорогим, но и преимущественно краткосрочным. В результате под угрозой оказалось будущее экономики России». Послание содержит требование обеспечения инфляционной безопасности, недопустимости превышения предельно допустимого уровня инфляции.

Особая тема — социальная защита населения, в том числе — поддержка малоимущих. Правительству предложено продолжить постепенную компенсацию частных сбережений, ликвидированных либерализацией цен. Теперь упор делается на механизмы, растягивающие во времени инфляционные эффекты. Так или иначе, задача состоит в том, чтобы не ограничиваться уже принятым указом о трехкратной индексации вкладов.

Пятый раздел: «ОТ МОНОПОЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ К КУЛЬТУРНОМУ МНОГООБРАЗИЮ». Признавая, что «культуре не выжить без активного участия в ее судьбе», президент предлагает меры поддержки образования, науки, учреждений культуры.

Заключительный шестой раздел: «РОССИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ В МИРЕ». Здесь рассмотрены проблемы военной безопасности и международные отношения. Особенно много места уделено отношениям с ближним зарубежьем, всемерному развитию СНГ.

«Это сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей», — говорится в послании. Как показала практика, никто, кроме России, сегодня не готов взять на себя ношу миротворчества на пространстве бывшего СССР. Тем не менее использование российских миротворческих сил до сих пор воспринимается в ряде стран с настороженностью. «Необходимо переломить ее», — предлагается в послании. Россия участвует в миротворческих мероприятиях по просьбе и с согласия своих соседей, в соответствии с суверенными правами государств, закрепленными в Уставе ООН. «А потому каждый раз запрашивать у мирового сообщества разрешения на ту или иную операцию ей не требуется».

Эти формулы, несомненно, отражают все более жестко кристаллизующуюся позицию российского МИД и Минобороны, чьи заметные прежде расхождения в соответствующей сфере политики, похоже, начинают уменьшаться. Нельзя не приветствовать растущую определенность в защите национальных интересов России в ближнем зарубежье. Но хотелось бы и большей убедительности в определении позиции. Ссылка на «согласие» самих соседей, печально памятная по былым операциям СССР в Чехословакии и в Афганистане, просто не сможет сработать там, где речь идет о конфликте между самими соседями (Грузия — Абхазия, Армения — Азербайджан — Карабах и т.п.), а в Таджикистане, похоже, втягивает нас в трясину, из которой нелегко выбираться. Помочь может только одно: исключение любых подозрений в наличии у России имперских амбиций бывшего СССР. России это нужно не меньше, чем соседям.

И еще момент, вызывающий вопрос,— о соглашении с Беларусью. В послании сказано: «Ясно, что объединение денежных систем может обойтись нашей стране весьма дорого. Однако в перспективе объединение может не только дать выгоды Беларуси, но и окупить затраты России, принести ей свои плоды при условии применения новых политических подходов». Хотелось бы верить, но неясно: чему именно верить? За туманной фразой — ни объяснения, ни аргументов. И неясно, почему в том же самом было отказано Казахстану и Узбекистану, коли это так перспективно. И опасения вызывает сама идея «размена» экономических потерь на «новые политические подходы». Не оказались бы они на поверку старыми... Вряд ли стоило президенту связывать себя поддержкой столь неясного по своим условиям и последствиям соглашения.

Впрочем, на фоне всего круга проблем, затронутых в послании, это частность. Принципиальное же — идея сотрудничества и согласия. Уже во введении сказано: «Среди тысяч сложнейших проблем сегодняшней России нет ни одной, которая может быть решена в условиях конфронтации и взаимного недоверия. Возобновление непримиримой борьбы — это путь в тупик, и из него не будет выхода». Похоже, большинство Государственной думы мыслит иначе — по крайней мере если судить по постановлению о политической амнистии виновникам августовского путча и октябрьского мятежа. Будут ли депутаты настаивать на подобных позициях или возьмутся наконец за огромную и такую нужную стране законодательную работу, обрисованную в послании президента? Посмотрим.

...Самый неожиданный комментарий к посланию я услышал до его опубликования. Накануне вечером, возвращаясь домой, читал в метро только что взятый в редакции завтрашний номер своей газеты. Попутчик заинтересовался: «Что за газета?» — «Завтрашняя». Немного запутавшись, решив, что и новости там — о том, что состоится завтра, он спросил: «А что там про речь Ельцина? Говорят, как он выступит — сразу будет повышение цен». Я не нашелся, что сказать, таким очевидно нелепым казалось мне подобное предположение применительно к рыночной экономике, где государство вообще не назначает цен, да и по рыночной ситуации впору их снижать, а не повышать. Но ему это не казалось очевидным. Вдруг я понял, как это ничтожно мало для изменения сознания человека: два года реформ после былых семи десятилетий. Изменить глубины сознания может только долгая работа, начало которой — и в том длинном перечне новых законов, принять которые предложил парламенту президент. Работа, а не демонстрационные всплески «политической активности».

«Известия» 25 февраля 1994 года