Комедия масок в фильме ужасов
Оксана Грищук и Евгений Платов завоевали золотую медаль в спортивных танцах на льду. На втором месте Маня Усова и Александр Жулин, на третьем — Дженн Торвилл и Кристофер Дегн.
Все-таки в танцы идут самые мужественные люди. Мне, например, состязания танцоров напоминают фильм ужасов: тут порой такие события закручиваются, что впору кричать: «Караул!». Танцы настолько субъективны и претенциозны, что разобраться здесь в системе судейства едва ли сможет даже самый опытный специалист. Критерий оценки в этом виде один: нравится — не нравится. Он же — главный аргумент, против которого, как говорится, не попрешь.
Кому-то нравится черное, кому-то белое, а иным, допустим, красное. И как решить, в каких тонах платье лучше, если оно элегантно и отменно сшито? Может, на глазок?
Именно так, на глазок, как могло показаться вначале, девятка арбитров и оценивала произвольные танцы. На глазок? Нет, скорее всего это бы ло не так.
Сначала были Майя с Сашей, воспитанники заслуженного тренера страны Натальи Дубовой. Капризная «госпожа»-жеребьевка уже не в первый раз здесь, в Хамаре, обязала их оттанцевать раньше Торвилл с Дином и Грищук с Платовым.
После Чемпионата Европы в Копенгагене Усова с Жулиным танец не изменили, если не приукрасили. Поменяли лишь костюмы вместо 'веселенького, словно ситцевого платьица, партнерша выбрала открытое черное с белыми вставками. И партнер построже, в черное, приоделся. Все та же итальянская мелодия Нино Рото, все та же комедия масок. Откатали замечательно, с искоркой, задором и легко — на одном дыхании. Как это было, описывать не буду. Поскольку вы это видели в телетрансляциях. Приведу лишь оценки, что необычайно важно для дальнейшего сравнения. Итак, 6,8; 5,8; 5,8; 5,9; 5,8; 5.8; 5.8; 5.8; 5,8—за технику и 5,9; 5,9; 5,8; 5,9; 5,9; 5,9; 5,8; 5,8; 5,9— за артистизм. Вторыми вышли Торвилл и Дин, которые по сравнению с Копенгагеном были в ударе. «Займемся музыкой и танцами» Ирвина Берлина они здорово обновили как акробатикой, так и элементами. Дин — великий выдумщик, придумал великолепный четырехминутный спектакль, где было и объяснение в любви и расставание. Тем не менее Майе с Сашей они проиграли. Технику оценили в 5,8; 5,7; 5,9; 5,8; 5,7; 5,7; 5,7; 5,6; 5,7. Артистизм— в 5,8; 5,9; 6,0; 5,9; 5,9; 5,9; 5,8; 5,9; 5,9.
Женя Платов вытянул на жеребьевке последний номер, поэтому они с Оксаной Грищук, дуэт, кстати, тренируется у заслуженного тренера России Натальи Линичук, замыкали соревнование. Рок-н-роллом. Тоже хорошо справились с танцем. И тоже переоделись. Грищук предстала перед нами в короткой блестящей юбке и таком же коротком жакете. Удачный танец, повторяю, оценки, впрочем, следующие: 5,9; 5,9; 5,7; 5,7; 5,8; 5,9; 5,8; 5,9; 5,9 (техника) и 6,0; 5,8; 5,8; 5,9; 5,8; 5,9; 5,9; 5,9; 5,9 (артистизм). Иными словами, Грищук с Платовым, по сложным для нас арифметическим подсчетам, получили пять первых мест и стали олимпийскими чемпионами.
Мы, конечно, очень рады, что «золото» Досталось российскому дуэту. Тем не менее, отбросив вычислительноцифровые расклады, попробуем разобраться в логике судейской «мысли», если таковая имеется. Почему именно Оксана с Евгением, а не, до пустим, Усова с Жулиным или Торвилл с Дином? Все три дуэта, кто станет спорить, примерно одинакового уровня.
Как показал чемпионат Европы, Усову с Жулиным, которые были, иначе не скажешь, отброшены на третье место, не хотят видеть в лидерах. Не согласны с доводами тех, кто полагает, что ребята слишком долго катаются. Танцы — возрастной вид, и олимпийскими 1емпионами тут становятся и в 30. Попросту полтора года назад Дубова и ее ученики уехали, живут и тренируются в Лейк-Плэсиде. И немало камней было брошено в их «огород», дескать, уехали, оставили родное фигурное катание. В том случае, если Дубову расценили дома, как «чужую», то наши не ведут на нее работу (она необходима) среди зарубежных арбитров. И это нормально по законам нашей, прямо скажем, волчьей жизни: с глаз долой — из сердца вон. Думаю, что Наталья Ильинична, женщина умнейшая и опытнейшая во всех этих делах, хотя, конечно, п надеялась на лучшее, в глубине души все же опасалась такой ситуации.
Ничего, Майя с Сашей — бойцы проверенные. С потерей олимпийского золота жизнь не заканчивается. Впереди у этого дуэта прекрасное будущее. Их знают и любят на Западе, особенно в Штатах, и профессиональных контрактов у них полным-полно.
С Торвилл и Дином, как мне кажется, также сработал принцип «чужого огорода». Они ушли 10 лет назад. И теперь вернулись как бы не домой, а в гости, где все места за «столом» уже давно распределены. И хотя почетным гостям здесь всегда рады, вряд ли им уступят место во главе этого стола.
После соревнований я спросила у Кристофера Дина, не пожалел ли он о том, что изменил танец.
— Нет, вы же видели реакцию зрителей. Они буквально завалили нас цветами.
— Что вы можете сказать о своих оценках?
— Вы спрашиваете о том, чего мы не знаем. Я сам был сильно удивлен.
— Мы увидим вас в показательных выступлениях?
— Да, непременно, вы же видите, как наши танцы понравились публике. Мы будем танцевать исключительно для них.
— Почему, как вы думаете, вы проиграли?
— Возможно, нас попридержали. Возможно, нам не следовало бы возвращаться — от нас отвыкли.
В любом случае, мне хочется поздравить замечательных танцоров — Оксану Грищук и Евгения Платова, Майю Усову и Александра Жулина, Джейн Торвилл и Кристофера Дина. За талант, мастерство и красоту.
Дарья СРЕБНИЦКАЯ. ХАМАР, 22 февраля.
XVII зимние Олимпийские игры. Хамар. Дворец спорта «Олимпии амфитеатр», 21 февраля. Фигурное катание. Спортивные танцы. Сумма обязательных, оригинального и произвольного танцев. 1. О. Грищук — Е. Платов — 3.4. 2. М. Усова — А. Жулин (оба дуэта—Россия)—3.8. 3 Д. Торвилл — К. Дин (Англия) -4.8 4 С. Рахкамо—П. Кокко (Финляндия) —8.0 5. С. Мониот — П. Лаванши (Франция) — 10.0. 6. А. Крылова — В. Федоров (Россия) — 12.0. 7. И. Романова — И. Ярошенко (Украина) — 14.0. 8. К. Мразова — М. Шимечск (Чехия) — 16.0. 9. Д. Гулсби — X. Шамбергер (Германия) — 18.0. 10. Ш.-Л. Бурне — В. Д. Кратц (Канада) — 20.0.