February 11

Браунинг так и не выстрелил

Алексей Урманов из Санкт-Петербурга стал олимпийским чемпионом в мужском одиночном катании. На втором месте канадец Элвис Стойко, на третьем — француз Филипп Канделоро.

Брайан Бойтано, Курт Браунинг и Виктор Петренко, неудачно откатавшие техническую программу, вышли на лед предпоследней разминки. Это означало, что подняться на пьедестал любому из них практически невозможно. Впрочем, каждый обожает рисковать и стремится сделать невозможное.

В общем, все трое откатали нормально. Правда, у каждого было по ошибке: Бойтано и Браунинг не прыгнули тройной аксель, а Петренко сорвал тройной ритбергер, потом, однако, прыгнул его. В целом же программа одессита была предпочтительнее: допустим, он исполнил семь тройных прыжков, в то время как его неудачливые соперники только по шесть. Таким образом, эн по раскладу должен был занять третье место.

Тем не менее вступили в игру дела закулисные. Если помните, несколькими днями раньше украинский арбитр Альфред Коротек одним голосом поставил российскую пару — Евгению Шишкову и Вадима Наумова на четвертое место. Теперь пришла «расплата»: Петренко для третьего места тоже не хватило одного голоса. И этот голос принадлежал российскому арбитру Александру Лакернику. Рассчитались, одним словом. Но от этого, знаете, как-то нерадостно. Когда из-за судейских распрей страдают спортсмены, это большой грех.

Честно говоря, мало кто думал о победе Алексея Урманова. То есть, конечно, мы о ней думали, но не столько с надеждой, сколько — с опаской. Боялись: не отдадут. Почему? Во-первых, одно «золото» — в парном катании — уже наше и, во-вторых, на первое место н танцах претендуют сразу два российских дуэта.

Леше повезло во всем. Сначала с жеребьевкой — он стартовал после канадца Элвиса; Стойко и француза Филиппа Канделоро, занимавших после первого дня соревнований второе и третье места. Да и вообще композиция под «Сороку-воровку» Россини была чрезвычайно удачным сочетанием набора технических элементов и артистических находок. Лишь однажды Алексей ошибся — на тройном флипе, поэтому оценки за технику катания у него были пониже, чем у Стойко. Спасла вторая оценка — за артистизм, она, кстати, решающая.

Везение было и в другом: Стойко арбитрам не нравится. И никогда не нравился. Тяжеловатый, грузный парень, ему бы штангой заниматься. Он постоянно получает невысокие вторые оценки, что, к слову, не помешало ему стать вторым и на прошлогоднем чемпионате мира в Праге, и здесь, в Хамаре. Попросту остальные были хуже.

Едва ли Элвиса и тем более Урманова мог потеснить Филипп Канделоро. Он великолепный артист, плясун, но «физики» маловато, он быстро устает — отсюда и падение на последней минуте. Как бы то ни было, олимпийская медаль любого достоинства желанна и почетна.

Как показывают Олимпийские игры, фигурное катание больше нельзя обвинить в консерватизме и поклонении «идолам». Очевидно: сегодня пьедестал дарят молодым и отчаянным, тем, кто не дрогнул перед именитыми спортсменами и не «сломался» еще до старта.

— Я выступал последним в технической программе, — говорит Курт Браунинг.— И не исключено, что мой проигрыш был психологическим. Я увидел, как здорово катается молодежь — еще год назад такого не было.

Брайан Бойтано придерживается такого же мнения:

— Я бы ни за что не вернулся, если бы знал, что будет такая конкуренция. Я зря вернулся.

Нет, не зря, Брайан. В конце концов, и у Бойтано, и у Петренко уже есть по олимпийскому «золоту», и то, что они остались без медали, не самая большая трагедия. Но их заслуга в Хамаре, на мой взгляд, огромна: именно он «подстегнули» своим присутствием молодых, заставили их биться не на жизнь, а на смерть, придумывать что-то новое. И, стало быть, продвигать свой вид вперед. Что и получилось.

Начались состязания танцоров. Тут творится что-то невероятное. Чехарда оценок. Пос ле обязательных танцев вперед вывели два российских дуэта Майю Усову и Александра Жулина и Оксану Грищук — Евгения Платова. И вот оригинальный танец. «Румба». Танец вроде бы простой и одновременно сложный: надо откататься по «квадрату». И при этом придумывать какие-то оригинальные движения, кроме обязательного виляния бедрами. Оба наших дуэта выступили хорошо, причем «румба» Усовой была, к примеру, мягкой, игривой, в то время как «румба» Грищук более чувственной и страстной. Но нашим не повезло с разминкой. Они выступали задолго до англичан Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Когда же свой танец продемонстрировали последние, стало ясно: в оригинальном танце равных им нет. «Румба» англичан — что-то очень непонятное и очень завораживающее. Масса шагов, поворотов. И это все параллельные элементы, все это сложно, но глаз не оторвешь. Таким образом, пока Торвилл с Дином по очкам догнали Усову с Жулиным. Но они занимают первое место, поскольку оценки за артистизм основные, как я уже отмечала. Усова с Жулиным идут вторыми. Грищук с Платовым — третьими.

Дарья СРЕБНИЦКАЯ. ХАМАР, 21 февраля.

XVII зимние Олимпийские игры. Хамар. 19 февраля. Дворец спорта «Олимпии Амфитеатр». Фигурное катание. Мужчины. Сумма технической и произвольной программ. 1. А Урманов (Россия) — 1.5: 2. Э. Стойко (Канада) — 3 0: 3. Ф Канделоро (Франция) 6.5: 4 В. Петренко (Украина) 8.5: 5. К Бпаунинг (Канада) — 9 0’ 6. Б. Бойтано (США) — 10.0: 7. Э Мийо (Франция) — 10.0: 8. С. Дэвис (США) — Ю.0: 9. С. Казинс (Англия) — 12.5: 10. С. Бриттен (Канада) — 15.0: 11. О. Татауров (Россия) — 15.5… 15. И. Пашкевич (оба — Россия) — 22.0.

«Советский спорт» 22 февраля 1994 года