February 3

Угроза отключить телевидение 10 февраля - сигнал к забастовкам по всей России


Рустам АРИФДЖАНОВ, «Известия»


Ожидавшиеся в марте массовые забастовки, в авангарде которых традиционно предполагались выступления рабочих, занятых в нефтегазовой, угольной и отчасти лесной промышленности, могут начаться уже 10 февраля.

Но первыми на тропу войны с реформированным правительством выходят связисты. Почувствовав, что в отсутствие Гайдара и Федорова у сегодняшнего правительства можно выбить деньги. во всяком случае увидев, что аграрному лобби, ведомому Александром Заверюхой, это удается, связисты, не имеющие такой мощной поддержки во властных кругах, решились на неожиданный. но достаточно массированный удар.

10 февраля по каналам государственных телевизионных компаний — «Останкино» и Российской—мы не увидим никаких иных передач, кроме утренних и вечерних информационных программ.

Такое решение принял ЦК профсоюза работников связи. Во всем остальном очередная всероссийская стачка не отличается от предыдущих забастовок рабочих других отраслей. Выдвигаются экономические требования. главное среди которых — выплата задолженности. Государственные телерадиокомпании, а значит, государство, задолжали связистам по итогам прошлого года около 70 миллиардов р/блей. Цифра при сравнении с долгами другим отраслям не такая и большая. В конце прошлого года правительство отдало распоряжение Минфину выплатить долг. Сделано это не было, и к прежней задолженности добавилась еще и январская.

Увеличение тарифов на электроэнергию в два .раза, рост других расходов уже вынудили остановить работу линий радиосвязи в ряде городов страны. Бастующие намереваются продолжать блокаду до полной выплаты задолженности. Телевидению, ставшему заложником прежней системы, по которой за его работу телезритель платил при покупке телеаппарата, а далее часть денег, добавленная к стоимости телевизора, перераспределялась в верхах, теперь остается уповать на милость правительства. Срезавшее недавно ровно наполовину бюджет Российской телерадиокомпании, правительство вряд ли назовешь особо милостливым. Разумное в этой ситуации решение о введении абонентской платы за просмотр телепрограмм тем не менее грозит серьезными социальными последствиями.

К бастующим связистам подтягиваются и прежние лидеры стачечного движения. И хотя назначенная на ту же дату 10 февраля забастовка нефтяников одного из крупнейших объединений страны «Юганскнефтегаза» отложена, работники объединения требований по выплате задолженности не снимают. А здесь речь идет уже о 500 миллиардах рублей. Нефтеюганцы требуют пересмотреть систему налогообложения предприятий топливно-энергетического комплекса предлагают Виктору Черномырдину незамедлительно провести всероссийское совещание руководителей нефтегазовых предприятий, профсоюзов и стачкомов. В то же время к президенту страны обратился председатель Роснефтегазстройпроф-союза Л. Миронов. В его открытом письме говорится, что «закулисные игры политиков в правительстве... провоцируют массовые выступления трудящихся и остановку нефтяных и газовых месторождений в зимний период, что однозначно приведет к самым губительным последствиям...»

К лидерам парламента обратился другой профсоюзный лидер — председатель ЦК работников лесных отраслей В. Очекуров. Лесники предупреждают, что «создалась угроза остановки предприятий по переработке древесного сырья». Причины те же. Зарплата не выплачивается уже 5 месяцев.

И наконец шахтеры. Только что лидеры рабочего движения Кузбасса на пресс-конференции в Москве заявили, что 1 марта начнется мощная забастовка, если до того времени правительство не представит программу выхода из экономического кризиса.

Погасшие экраны телевизоров, безусловно, могут зажечь новое пламя забастовок уже зимой.

«Известия» 10 февраля 1994 года