January 21

Смещение Станислава Шушкевича-неприятный сюрприз для Москвы


Максим ЮСИН, «Известия»


События, разыгравшиеся вечером 26 января в белорусском парламенте, стали полной неожиданностью для российских дипломатов. «Мы не предполагали, что дело дойдет до отставки Шушкевича. Буквально за несколько часов до голосования российский посол в Минске докладывал о ситуации в республике — и он не высказал никакой тревоги. То, что произошло, — как гром среди ясного неба», — признался сотрудник департамента СНГ российского МИД.

Ничего хорошего для российско-белорусских отношений устранение Шушкевича не предвещает. Борис Ельцин лишился надежного союзника, который безоговорочно стал -на его сторону осенью прошлого года в борьбе с Хасбулатовым и Руцким. Белорусский лидер был одним из немногих руководителей СНГ, на чью лояльность Ельцин мог всегда рассчитывать: за последние два года трудно припомнить случай. когда бы Минск не поддержал какую-либо инициативу Москвы в рамках Содружества.

На международной арене репутация Шушкевича была достаточно высокой — его считали реформатором и убежденным сторонником рыночной экономики. Премьер-министр Вячеслав Кебич, усиление позиций которого предсказывают большинство наблюдателей, придерживается иной линии. По взглядам он гораздо ближе своему, российскому коллеге Черномырдину, чем Ельцину и Шушкевичу.

Результаты голосования сняли последние сомнения относительно ориентации белорусского парламента: коммунисты имеют в нем прочное большинство. Судя по всему, новым председателем Верховного Совета изберут человека, которому будет легче находить общий язык с Зюгановым, чем с Ельциным.

В этой ситуации почти нет надежд, что белорусские руководители станут проводить серьезные реформы. Экономические перспективы у республики самые мрачные. Тем не менее в феврале Черномырдин летит в Минск согласовывать механизм объединения денежных систем двух государств. Если даже до смещения Шушкевича этот шаг вызывал бурные протесты российских реформаторов и средств массовой информации, можно представить, какова будет реакция сейчас, когда белорусский парламент «раскрыл карты».

Что касается внешней политики Беларуси, то, по мнению российских дипломатов, она существенно не изменится. Минск слишком сильно зависит от Москвы, и едва ли лидеры коммунистического большинства в Верховном Совете будут открыто проявлять свою идеологическую неприязнь к Ельцину.

«Известия» 28 января 1994 года