January 13

Очередная авиационная катастрофа унесла ещё семь жизней


Виктор ЛИТОВКИН, «Известия»


Становятся известны подробности катастрофы самолета военно-транспортной авиации Ан-22 «Антей», произошедшей 19 января в 11 часов 20 минут в районе Твери.

Как сообщили корреспонденту «Известий» в пресс-центре ВВС, транспортный самолет Ан-22 выполнял перелет с аэродрома Тверь в Воронеж. На его борту находилось техническое имущество одной из авиационных частей ВВС Западной группы войск. Среди него—автомобиль ЗИЛ-130, автокран, две специальные установки на шасси ЗИЛ-131 и два аэродромных пусковых агрегата (АПА) — передвижные электростанции и другое оборудование. В общей сложности весом в 34 тонны.

Пилотировал самолет экипаж под командованием майора Анатолия Кредина. В его составе — семь человек. Кроме них, на борту находились еще три пассажира.

«Антей» взлетел с военного аэродрома в 1-1.13 московского времени, но через семь минут при наборе высоты его резко бросило на левое крыло. Крен достиг 60 градусов по горизонтали. Летчики смогли выровнять самолет, но его опять бросило в сторону, на этот раз вправо. Началась резкая потеря высоты.

Командир принял решение идти на вынужденную посадку, на поле. Но из-за большой вертикальной скорости и левого крена Ан-22 выровнять не удалось, и машина столкнулась с землей. При этом разрушилось одно крыло и отвалилась левая тележка шасси.

«Взрыва не было». — утверждают в пресс-центре ВВС.

Самолет еще полтора километра двигался по зимнему полю от места касания с землей до лесной полосы. Именно столкновение с деревьями и привело к полному разрушению фюзеляжа и человеческим жертвам. Как утверждают очевидцы событий, снег на месте катастрофы Ан-22 чистый, пожара не было, среди обломков есть и машина «Жигули». Видимо, кто-то воспользовался оказией для ее перевозки.

Комиссия, работающая в районе катастрофы, пришла к первоначальному выводу, что в критической ситуации экипаж действовал профессионально грамотно, хладнокровно и до последней минуты спасал самолет и себя. Разрушений и ущерба народному хозяйству не произошло.

Все приборы объективного контроля обнаружены на месте падения самолета. Это два черных ящика и магнитофонные записи переговоров экипажа с землей и между собой. Сейчас они тщательно исследуются для полного прояснения ситуации. Но уже ясно, что груз был тщательно закреплен на борту, и «валежка самолета по крену» —так в авиации называют эту нештатную ситуацию —произошла из-за того, что рули почему-то не реагировали на команды экипажа.

Остается назвать погибших и оставшихся в живых. Среди погибших—командир корабля майор Анатолий Кредин (он женат, сиротами остались две дочери), штурман корабля капитан Андрей Тихонов (женат, дочь и сын), старший борттехник капитан Александр Ткачук (женат, есть сын), борггехник по десантному оборудованию капитан Анатолий Романов (женат, есть сын), старший воздушный радист прапорщик Герман Гаврилов (женат, детей нет). Погибли также пассажиры самолета — заместитель командира авиаэскадрильи из Тверского авиагарнизона майор Александр Пристемский (он женат, у него есть сын и дочь, летел в Воронеж, в госпиталь для прохождения военно-врачебной комиссии) и начальник группы авиационной части ВВС Западной группы войск майор Николай Поднебесный (он сопровождал груз в Воронеж).

Остались живыми и доставлены вертолетом поисково-спасательной службы Ми-8 в одну из больниц Твери летчик-инструктор майор Александр Николайчик, борттехник экипажа по авиационному оборудованию капитан Александр Юровских и старший авиационный механик авиаполка военно-транспортной авиации прапорщик Александр Колесников.

Все они, по сообщению пресс-службы, находятся в удовлетворительном состоянии.

«Известия» 21 января 1994 года