Правительство реформ скончалось, правительство директоров долго не протянет
Тонкая нить, связывавшая последние месяцы правительство Черномырдина с реформаторством, лопнула после того, как 18 января после шести часов беседы с глазу на глаз с президентом Виктор Степанович покинул Кремль. Премьер своей рукой, на сей раз без нажима и давления каких-либо политических £ил и фракций, оборвал эту жизненно необходимую для возрождения России нить, расставшись, словно со служанкой, с Гайдаром и предопределив такую же участь Б. Федорову.
Таким образом, реформаторское крыло в правительстве практически отсечено. Президент-реформатор вынужден соглашаться с премьером по той причине, что не вправе игнорировать итоги парламентских выборов. Отныне в России правительство реформ перестало существовать. На смену ему идут директора и аппаратчики, которые знают лишь два приема: управлять и кредитовать. И если бы у меня были свободные от жизненно необходимых покупок рубли, я бы немедленно превратил Их в доллары, марки, фунты и даже тугрики, поскольку инфляционный прыжок уже начался.
Безусловно, до последнего времени этой мрачной перспективы удавалось избежать лишь благодаря твердости Б. Федорова (сведущие люди утверждают, что он отказывался выдать несуществующие в бюджете деньги в виде кредитов даже под нажимом премьера). Да и цель памятного возвращения Е. Гайдара в правительство заключалась в том, чтобы не допустить нового витка инфляции, к чему подталкивали, прикрываясь «заботой о бедствующем народе», сторонники Хасбулатова в бывшем Верховном Совете.
В составе кабинета пока остаются министры-рыночники, прошедшие хорошую школу в период слома старой и становления новой экономики в России. Но, во-первых, они никогда не оказывали в правительстве решающего влияния на принимаемые решения. Во-вторых, тихо и малозаметно огромную власть приобрел руководитель аппарата правительства В. Квасов—преданный - и очень близкий премьеру человек. Аппаратчик-профессионал, оН не раз умело обходил протесты и возражения вице-премьеров при подготовке правительственных решений, не имеющих ничего общего с рыночными. В его разросшемся ведомстве может бесследно исчезнуть или видоизмениться до неузнаваемости любая здоровая идея, как, например, проект жилищной политики правительства, который лишь недавно обнародовал Е. Гайдар, хотя документ был подготовлен несколько месяцев назад.
Словесная риторика по поводу продолжения новым Кабинетом министров курса реформ вряд ли сможет убедить в этом деловых людей в России и за рубежом, равно как и политиков, международные финансовые организации — кредиторы России. Скорее всего, их выводы будут близки к формулировке «украинизация» российской экономики, что грозит затуханием финансовых инъекций в Россию и свертыванием совместных проектов.
Как ни странно, в окружении президента особых опасений по этому поводу не слышно. Некоторые аналитики в беседе с корреспондентом «Известий» высказались в том духе, что президент, мол, силен по Конституции, и если экономика действительно «задышит на ладан», то глава государства может сменить весь Кабинет министров. Странно слышать такие речи в момент, когда мы только-только избавились от угрозы финансовой катастрофы. Странно и опасно, потому что расплачиваться за очередной эксперимент придется не Квасову с Черномырдиным, а всему народу.
Выдвигаемый в этой связи некоторыми обитателями Кремля тезис о том, что мы должны наконец научиться жить по Конституции (премьер по Конституции формирует Кабинет министров, а президент — утверждает его), скорее всего, напоминает попытку закрыть глаза на бедственное положение экономики в стремлении иметь «чисто выбритое» политическое лицо.