January 11

Итоги голосования в Крыму ставят Москву перед трудным выбором


Максим ЮСИН, «Известия»


Первый тур президентских выборов, состоявшихся в Крыму в минувшее воскресенье, подтвердил, что большинство жителей полуострова не желает оставаться в составе Украины и стремится присоединиться к России.

Хотя имя президента Крыма станет известно лишь 30 января, когда состоится второй тур, мало у кого вызывает сомнения победа Юрия Мешкова, сторонника отделения полуострова от Украины. Во втором туре его соперником станет нынешний председатель Верховного Совета Крыма Николай Багров — единственный из шести кандидатов, последовательно выступавший за сохранение полуострова в составе Украины. Насколько популярна эта идея среди населения, можно судить по количеству голосов, собранных Багровым, — 17,5 процента.

Что дальше? Первый шаг будущего президента уже намечен — 27 марта одновременно с парламентскими выборами на Украине Мешков планирует организовать референдум о будущем полуострова. Исход его практически предрешен. После 27 марта, заручившись поддержкой народа, Мешков, судя по всему, начнет кампанию по изменению статуса Крыма.

Перед российской дипломатией встают серьезные проблемы. С одной стороны, нельзя не учитывать общественное мнение: большинство россиян не может примириться с утратой Крыма, завоеванного для России полководцами Екатерины Великой. Государственная дума под воздействием коммунистов и либерал-демократов наверняка последует примеру хасбулатовского Верховного Совета и примет резолюцию о взятии под российскую юрисдикцию не только Севастополя, но и всего полуострова. Естественно, в Крыму это вызовет бурю восторга, волну демонстраций под красными и трехцветными флагами.

В то же время, подвергая сомнению территориальную целостность соседнего государства, Россия создаст опаснейший прецедент, перечеркивая Хельсинкские договоренности и свои обязательства в рамках СБСЕ. Кроме того, присоединение Крыма может в лучшем случае принести моральное удовлетворение, но не улучшит ни экономической ситуации в России, ни отношений со странами СНГ, которые получат зримые подтверждения «имперских амбиций» Москвы.

Не стоит забывать и о том, что соглашение о ликвидации украинского ядерного оружия еще не ратифицировано парламентом, а резкое ухудшение отношений между Москвой и Киевом может заставить изменить свою позицию и президента Кравчука.

Судя по первым заявлениям российских дипломатов, в Министерстве иностранных дел предпочитают не делать далеко идущих выводов из итогов крымских выборов.

Не заявив четко и ясно об отказе от территориальных претензий к Украине, Москва может повторить печальный опыт Белграда. Оказывая безоговорочную поддержку соотечественникам в Крыму. Ельцин рискует стать заложником сепаратистских лидеров, как это случилось с сербским президентом Слободаном Милошевичем.

Открытое вмешательство Москвы в назревающий конфликт между Киевом и Симферополем нанесет непоправимый ущерб репутации российской демократии. Вопрос в том, сумеют ли кремлевские руководители удержаться от искушения повысить свою популярность за счет ослабленного соседа.

«Известия» 19 января 1994 года