January 11

Валенса против Гавела


Леонид КОРНИЛОВ, «Известия»


Президент Польши Лех Валенса недоволен и НАТО, и президентом Клинтоном: — НАТО и Западом, по сути, руководит Ельцин. Теперь мы должны спрашивать не НАТО или Клинтона, нам надо спрашивать Ельцина.

По мнению Валенсы, Запад, отказавшись принять бывшие коммунистические страны в НАТО, «предает сам себя». Комментируя американский план «Партнерство ради мира», польский президент заметил:

— Сейчас никакого партнерства не видно. Есть Россия, несущая в себе угрозу, есть Запад, который боится, а посередке — мы. Мы-то в безопасности. Россия не нападет на Польшу — это для нее мелочь. Если та опасность, о которой говорит Запад, существует, то она грозит самому Западу.

Валенса сказал, что он разочарован тем, что руководители восточноевропейских стран встречаются с Клинтоном в Праге поодиночке: «В тяжкие минуты нужна солидарность». Бывший премьер-министр Чехии Петр Питгарт пошутил, что встречи Клинтона в Праге напоминали приемную зубного врача: «Следующий, пожалуйста!»

Президент Чехии Вацлав Гавел считает по-другому: «Мир должен привыкнуть, что речь идет о самостоятельных государствах, и отказаться от привычки сваливать определенные страны в один мешок и давить на них, чтобы они создавали какие-то блоки».

В восточноевропейских столицах говорят о разладе и расколе, о неспособности к совместным действиям. «Казалось, наши народы сделали вывод из горьких уроков Мюнхена, Ялты и доктрины Брежнева, когда наши судьбы решали за нас другие,— пишет Адам Михник в «Газете выборчей». — Но политики по-считали, что в Европу им ближе шагать в одиночку. Похоже, что величайший политический шанс поляков, чехов, словаков и венгров в XX веке может остаться нереализованным».

В свое время лидеры Чехословакии, Венгрии и Польши договорились в венгерском городе Вишеграде в феврале 1991 года о согласованной политике. Но мини-Антанта оказалась неэффективной. Сначала разошлись Чехия и Словакия, затем возник конфликт между Словакией и Венгрией из-за положения венгерского меньшинства. Затем министр обороны Чехии не стал участвовать в последней встрече вишеградской группы, а послал своего заместителя. Тогда Польша, Венгрия и Словакия обвинили Чехию в стремлении играть роль «одинокого волка».

Словацкий лидер Владимир Мечьяр заявил, что польская (читай, Леха Валенсы) критика чешской позиции была «односторонней и упрощающей». Сейчас становится все более ясно, что идея вишеградской группы в ее прежнем виде показала себя не слишком эффективной. Она должна получить «новую динамику, новую философию» (Мечьяр). Принцип двусторонностей. а «не возведение новых институтов и новых СЭВов» (Клаус) торжествует.

Когда рухнули Советский Союз, Варшавский Договор и СЭВ, Вишеград какое-то время играл роль курьерского поезда, в который надо вспрыгнуть всем вместе, чтобы умчаться подальше от этих призраков тоталитаризма. Но время шло. В Польше у руля оказались левые. Словакию с Венгрией обуяли взрывоопасные этнические страсти. В Чехии сильна правящая рука прагматика и либерала Клауса... Усилились неуверенность и страх перед будущим развитием событий в России. Призывы Леха Валенсы к «солидарности в тяжелый момент» — это не проявление какой-то излишней нервозности. У Польши достаточно горький опыт. А вот Вацлав Клаус сегодня отнюдь не склонен драматизировать «российскую угрозу».

ПРАГА.

«Известия» 19 января 1994 года