January 6

«Овация» талантам? Или овация кошелькам?


Евгений САФРОНОВ, Агентство Интермедиа


Любители сравнивать «как там у них» и «как здесь у нас» отныне могут поставить еще одну жирную галку в своих реестрах. Отныне и у нас есть своя национальная музыкальная премия, как «Грэмми» в Америке или «Брите» в Англии. В ночь с 13 на 14 января в Государственном центральном концертном зале «Россия» состоялось вручение Российской национальной премии в области зрелищ и популярной музыки «Овация».

Строго говоря, первое утверждение не совсем точно: во-первых, премия «Овация» существует уже несколько лет и вручалась единственный раз ровно два года назад. Вести же отсчет с этого года хочется потому, что лишь сейчас эта премия заявила о себе серьезно. Во-вторых, премия «Овация» все-таки очень отличается от «Грэмми».

Напомню: «Грэмми» присуждает Национальная академия звукозаписи, т. е., условно говоря, большая группа квалифицированных экспертов; работа идет весь год и включает в себя немалое количество мероприятий, среди которых коммерческих очень немного, только чтобы покрыть расходы, весьма немалые. «Овация» же подсчитывает голоса зрителей, причем только тех, кто купил за небольшую сумму специальную карточку «Голос», заполнил ее и прислал организаторам.

Даже не говоря о том, что здесь возможны манипуляции (такие случаи освещались в прессе), согласитесь, что далеко не каждый из нас имеет время, деньги и желание на подобные действия. Таким образом, круг опрашиваемых весьма точно очерчен — назовем этих людей активными поклонниками (обычно не совсем точно используется слово «фанаты»); как правило, это — молодежь до 20 лет, увлеченная тем или иным модным стилем или исполнителем. Далее. Карточки продаются на концертах, следовательно, преимущество получает выступающий в этот день артист — и т. д.

Таким образом, пытаясь как-то оценить «Овацию», мы должны все это учесть. Над организаторами постоянно витал соблазн выбора: поступиться ли принципами подсчета голосов или пожертвовать яркостью и зрелищностью.

И действительно, что делать, если получивший две «Овации» Юрий Шевчук («лучший рок-певец» и «лучшая рок-группа») просто не будет выступать под фонограмму, а возможности другой нет? Что делать, если по результатам подсчета карточек признанный авторитет оказывается позади сопливой молодежи? Что делать, если твоего родного спонсора не оказывается среди номинантов в категории «лучший спонсор»?

Реалии нашего шоу-бизнеса заставляют решать такие вопросы постоянно, причем иногда выбирать не приходится (напомним — стоимость проекта «Овация» превышает 1 миллиард рублей). Именно поэтому знающие люди не удивлялись, например, изменившемуся в самый последний момент количеству номинаций (среди новых — «лучшая актерская работа», присужденная Валерию Леонтьеву, «организация гастролей суперзвезды» — фирма «Десса»). Отдадим должное политическому таланту продюсера Георгия Кузнецова — один Бог знает, какие усилия ему понадобились для того, чтобы сломить предубеждение весьма многих артистов и фирм. До самого конца не было ясно, придут ли многие из знаменитостей,— за редким исключением, пришли практически все (а это один из важнейших показателей успеха премии). Удалось отмежеваться и от привычной шоу-бизнесу клановости — прогнозы о том, что премии будут отданы «своим», не оправдались.

Так кто же победил? В целом сюрпризов не было — среди лауреатов — Алла Пугачева (номинация «живая легенда»), Игорь Николаев («композитор») и Наташа Королева («пластинка» — «Дельфин и русалка»), Федор Бондарчук (видеоклип «Кто сказал»), Владимир Пресняков (магнитоальбом «Стюардесса по имени...»), Юрий Айзеншпис (лучший продюсер), Филипп Киркоров (поп-певец), «На-ка» (лучший шлягер — «Фаина»), Борис Моисеев (лучшее шоу-зрелище), Татьяна Буланова (открытие), Лариса Долина (рок-певица)...

Что же касается самого представления, то, как верно заметил один из аккредитованных журналистов, «человек, который позволяет себе билет за миллион (именно столько, напомню, стоили билеты «для публики»), может себе позволить не расстраиваться из-за того, что кое-что выглядит совсем не так, как ожидалось».

Станислав Говорухин, неожиданно для самого себя оказавшийся на сцене в роли ведущего и вручающего призы, сказал позже: «Все-таки я ожидал увидеть динамичное шоу, в бешеном темпе, яркое, экспрессивное. Высидеть три часа без антракта просто совершенно невозможно». Привычные накладки, провалы, неотрепетированные подводки, убогие импровизации отдельных ведущих... Хотя, как ни странно, именно отдельные накладки нередко придавали шоу недостающую динамичность—как, например, Юрий Шевчук, изящно провалившийся сквозь сцену вместе с только что врученным призом (причем два раза) и т. д. Будет жаль, если в телеверсии церемонии вручения «Овации», которую зрители увидят 30 января, эти моменты будут опущены.

Ну и, конечно, для любителей покопаться в подробностях звездной жизни «Овация» дала грандиозный материал — теперь уж журналисты возьмут свое, исследуя тонкие подробности расставания Игоря Николаева и Наташи Королевой (кто где сел, кто что сказал), а также то, является ли очередным розыгрышем объявление Бари Алибасовым известия о венчании самой Аллы Борисовны да еще с Филиппом Киркоровым.

«Известия» 15 января 1994 года