December 28, 2023

Восточная Европа остается вне натовского зонтика


Юрий КОВАЛЕНКО, «Известия»


Все судьбоносные решения приняты в западных столицах до начала встречи НАТО в верхах, которая открылась в понедельник в Брюсселе. Североатлантический альянс, который не мог не учитывать требования России и ее внутриполитическую ситуацию, ответил отказом восточноевропейским государствам, энергично стучавшимся в НАТО.

Вместо этого им предложили программу сотрудничества «Партнерство для мира», которая также открыта для России и для других республик бывшего СССР.

Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, где накануне брюссельской встречи побывали американские эмиссары, пришлось скрепя сердце согласиться. («Что это за партнерство, если Россия диктует Западу свои условия», — заявил недовольный Лех Валенса). Являясь, по сути, эрзацем полноправного членства, «Партнерство для мира» ограничивается совместными военны-ми маневрами, участием в миротворческих операциях и гуманитарных акциях и предоставлением права провести «консультации» с НАТО в случае внешней угрозы.

Оно не дает восточноевропейцам никаких гарантий безопасности, не фиксирует сроков и критериев вступления в НАТО. Более того, условием присоединения к «Партнерству» является «прозрачность» военного бюджета, соблюдение внешних границ, уважение прав человека и гражданский контроль над министерством обороны.

Сегодня государства Северо-атлантического блока с их «русоцентризмом» не намерены ничего предпринимать, что могло причинить вред Борису Ельцину. Для Соединенных Штатов, пишет газета «Либерасьон», единственной проблемой на Старом континенте, затрагивающей их жизненные интересы, является будущее России.

Поэтому именно России была во многом посвящена первая речь президента Клинтона, которую он произнес в Брюсселе. Нельзя рассчитывать на то, сказал президент, что в одночасье можно покончить с продолжавшимся три четверти века правлением, основанным на угнетении и тоталитаризме. Американское правительство будет терпеливо поддерживать продвижение России по пути прогресса.

ПАРИЖ.

«Известия» 11 января 1994 года