December 28, 2023

«Триумф» компенсирует потери в очередях за едой


Ядвига ЮФЕРОВА, «Известия»


В Бетховенском зале Большого театра в Москве в рождественские праздники, уже по традиции, состоялось вручение премии «Триумф», счастливо придуманной лидерами творческой интеллигенции и ведущими автопромышленниками России. Престижность премии придал не только солидный чек — на 20 тысяч долларов, врученный каждому из пяти лауреатов Владимиром Каданниковым, президентом АО «АвтоВАЗ». Было много иных знаков...

В минувшие праздники, кроме службы в Богоявленском соборе, немногие события удостоились прямой трансляции по первому каналу «Останкино». «Триумф» оказался среди избранных, ибо никто не сомневался ни в качестве людей, ни в качестве речей и действа. Правда, вначале смешно получилось.

Василии Аксенов (члены жюри председательствуют по очереди, никто не желает быть начальником) торжественно начал: «Согласно алфавитному праву позвольте...»

Не позволили. Замахал руками телеоператор: «Останкино» не включилось!»

Люди бывалые. Кто-то из зала подбодрил: «Дубль номер два. Мотор!»

Лауреатами 93-го года стали Белла Ахмадулина, Инна Чурикова, Михаил Жванецкий, Отар Иоселиани и Святослав Рихтер, не смогший присутствовать по нездоровью.

Один из членов жюри Андрей Вознесенский с удовольствием допустил утечку нюансов тайного голосования: больше всех голосов собрала Белла Ахмадулина, по божьему, а не алфавитному праву все антологии начинаются с ее стихов.

Взволнованно-серебряный голос, как всегда, до дна искренен: «Я не натренирована быть триумфатором. Цветы мы еще видали... А вот чеки...»

Когда-то Инна Чурикова в сердцах сказала: самое трудное — днем стоять в очереди за сосисками, а вечером играть королеву Гертруду.

— Инна Михайловна, ваш афоризм эпохи гласности, надеюсь, сейчас не актуален?

— С продуктами легче, с деньгами труднее. Поставить спектакль должно нынче быть и по уму, и по карману. Вот тут и премия кстати. С чем я и поздравляю Глеба Панфилова и Ивана Глебовича Панфилова.

В тронной речи Чурикова будто теплым крылом коснулась и дома, и мира.

Известный сатирик признался, что не рассчитывал попасть в такую компанию. Но, как заметил член жюри Андрей Битов, гласность в СССР началась с -Высоцкого, Ахмадулиной и Жванецкого. Опять пришла пора прервать немоту жанра.

Лауреат не растерялся: Жванецкий обязан иметь успех у публики, в отличие от демократов, которые об этом забывают...

Посде вручения состоялся праздничный прием, на котором, кроме лауреатов и жюри, были и другие красивые мужчины и женщины. Хорошо закусывали, много говорили, раз пять неформально допрашивали Жванецкого: «А что это, Михал Михалыч, вы имели в виду, когда шутили: диктатура — это когда убивают сверху, а демократия — когда снизу?»

Есть мнение: если бы к тайному голосованию независимой интеллигенции был привлечен народ, голоса на этот раз совпали бы.

«Известия» 11 января 1994 года