December 23, 2023

Широка страна моя родная, но не для Су-34


Виктор БЕЛИКОВ, Виктор ЛИТОВКИН, «Известия»


«Известия» получили эксклюзивное право первыми в российской печати рассказать о новом фронтовом бомбардировщике Су-34. Этот таинственный и суперсекретный самолет некоторые уже окрестили «русским чудом».

— Нет, это не «чудо», —-сказал нам Михаил Симонов, генеральный конструктор ОКБ Сухого и руководитель проекта, — а серийный фронтовой бомбардировщик Су-34, созданный на нашей фирме. Его главный конструктор в КБ — Роллан Мартиросов, на заводе — Олег Соболев.

Су-34 предназначен для отражения нападения на территорию России и должен заменить в боевом строю летающие почти двадцать лет фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-24М, решать некоторые другие задачи. И у бомбардировщика четвертого поколения есть для этого все возможности.

У него практически неограниченная дальность полета. Без дозаправки в воздухе — а такой системой он все же оборудован — Су-34 летит без подвесных баков 4 тысячи километров! Его легко перебросить в считанные часы с одного региона страны в другой, где вдруг на границе может возникнуть угрожающая ситуация.

Обычно, говорит Симонов, боевой самолет с Дальнего Востока в Таджикистан, например, летит целую неделю. То промежуточный аэродром закроется из-за непогоды, то топливо вовремя не подвезут, а то летчиков забудут покормить или не дадут им возможности как следует отдохнуть. На новый бомбардировщик не влияют ни погодные условия, ни время суток.

Его принципиально новая бортовая цифровая ЭВМ и другое радиоэлектронное оборудование, многократно, кстати, дублированное, несмотря ни на какие метеорологические условия, безошибочно выведут самолет в указанный район с точностью до одного метра. А само-наводящееся и корректируемое ракетное и бомбовое оружие — его запасов хватит на выполнение любых задач — поразит даже хорошо защищенную точечную цель. На дальности от 250 километров до нуля.

Генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов

Но главная «изюминка» нового бомбардировщика, — это кабина пилотов. Она просторна, как на пассажирском лайнере Ту-134, оборудована кондиционером. Летчик и штурман-оператор сидят в ней не один за другим, тандемом, как обычно на любой «спарке», а рядом. Они могут встать со своих кресел, размяться, лечь в проходе между сиденьями, проделать физические упражнения, а потом налить из термоса борща или подогреть его, пообедать. Есть здесь даже туалет.

На Су-34 сделано все, говорит Симонов, чтобы и после тысяч километров полета летчики не устали и смогли работать над полем боя так, как будто сели в кабину бомбардировщика несколько минут назад.

Новая машина оснащена системой активной безопасности в полете, или, как-ее иногда называют, системой искусственного интеллекта. Она позволяет ей совершать фигуры высшего пилотажа на максимальной скорости у земли (она равна 1400 километрам в час) и на предельно малых высотах, безошибочно следовать рельефу местности, огибать его, а также легко преодолевать средства ПВО сухопутных войск. Им бомбардировщик так же трудно обнаружить, как и крылатую ракету, говорит Симонов.

На определенной высоте у земли самолет «держит» не только цифровая ЭВМ и систему активной безопасности — на его фюзеляже установлено переднее горизонтальное оперение (его хорошо видно на схеме под большими трапециевидными крыльями. — Авт.), которое парирует, подавляет болтанку, возникающую у любых скоростных авиасредств на предельно малых высотах, создает дополнительные возможности летчику и штурману вести эффективное прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника, подавлять его огневые средства и уберегать себя от вражеской ракеты или внезапно выросшей на пути скалы.

Более того, на Су-34 впервые в мире, кроме, пожалуй, штурмовика Су-25, применена бронированная кабина пилотов. Ее толщина в 17 миллиметров надежно защищает летчиков даже от случайного пападания пуль, снарядов и их осколков.

Михаил Петрович Симонов не жзлет красах, рассказывая о новом детище своего КБ. Если Су-24, говорит он, был создан в ответ на американский ударный бомбардировщик F-111 и волей-неволей чем-то напоминал его внешние черты, нес на себе какой-то прозападный имидж, то Су-34 не похож ни на кого. У него свое лицо, своя стать, своя удаль, своя чисто русская непредсказуемость. Он — наш отечественный самолет, который никому не угрожает, а создан для себя и для души.

О новом самолете действительно можно говорить еще долго. Правда, не все здесь можно выносить на широкую публику. Большинство летно-технических характеристик бомбардировщика засекречено, и наш рассказ о нем выходит в свет уже после того, как он сфотографирован над палубой авианосца «Адмирал флота Николай Кузнецов» и в зарубежной печати появились его снимки с недоуменной подписью: что это такое? не обманывает ли нас Россия по поводу собственной слабости?

Кстати, в недавнем номере английского еженедельника «Jane’s defence weekly» есть статья, посвященная фирме «ОКБ Сухого» и ее самолетам. Она вышла в свет за несколько дней до информации об испытаниях Су-34.

«Если Су-35 (тяжелый истребитель, здорово летавший летом нынешнего года на авиасалоне в Дубае.—Авт.), —пишет журнал, — как это обещает „Сухой“, появится на выставке в Фарнборо, то более всего вызовет беспокойство тот аспект, как полагают обозреватели, что это застанет Запад врасплох. Их наилучшие людские и технические разведывательные ресурсы не идут ни в какое сравнение с русским коварством. И это в то время, когда все считали, что бывший Советский Союз поставлен на колени. Если это так, то Россия может вытащить из рукава еще больше сюрпризов».

«Известия» 6 января 1994 года