December 21, 2023

Авиакатастрофа у Байкала: расследование продолжается


Игорь АНДРЕЕВ, Виктор БЕЛИКОВ, «Известия»


В заснеженной степи под Иркутском при крепком сибирском морозе и метели ведется поиск останков жертв и обломков потерпевшего 3 января катастрофу рейсового лайнера Ту-154М, принадлежавшего авиакомпании «Байкал». Все найденное доставляется к месту работы правительственной комиссии. Корреспонденты газеты продолжают выяснять подробности этого тяжелейшего авиапроисшествия.

ИРКУТСК. Аэропорт.

Утром 4 января редакции удалось связаться по телефону с генеральным директором государственного предприятия «Аэропорт Иркутск» Владимиром Коваленко. Он рассказал, что в этот день на месте катастрофы Ту-154 начала работать правительственная комиссия во главе с министром транспорта России Виталием Ефимовым. Созданы группы специалистов, которым предстоит: оценить действия экипажа погибшего самолета; реконструировать техническое состояние лайнера перед стартом и после него; выяснить, какими были загрузка машины и ее центровка; идентифицировать жертвы; работать с родственниками погибших...

В. Коваленко побывал на месте катастрофы. По его словам, самолет разрушен полностью, но, похоже, он соприкоснулся с землей, летя по довольно пологой, можно сказать, посадочной траектории. От иных выводов он, опытный специалист, не раз расследовавший авиационные происшествия, воздерживается. Как и всегда в случае таких инцидентов, окончательный вердикт о причинах и обстоятельствах трагедии предстоит вынести правительственной комиссии.

Пока, по информации В. Коваленко. составлены лишь предварительные списки погибших. Полные появятся только после окончательной идентификации жертв. Представители BAO «Интурист» занимаются организацией отправки останков погибших иностранцев на родину.

Судя по сообщению корреспондента ИТАР-ТАСС из Иркутска, и без того ужасные последствия катастрофы — 120 погибших — могли быть еще страшнее. Местный аэропорт по-прежнему расположен в черте города с 650-тысячным населением, всего в 7 километрах от его центра. «Лишь несколько секунд отделяло город от кошмара, которого он не знал за всю свою историю,— взрыва самолета с полными баками топлива в густонаселенных жилых кварталах»,— сказал в день катастрофы мэр Иркутска Борис Говорин.

МОСКВА. Департамент воздушного транспорта.

Спустя сутки после катастрофы в Иркутске руководители ведомства смогли сообщить дополнительные детали авиационной трагедии. Весь экипаж разбившегося самолета состоял из опытнейших летчиков, имевших большой стаж пилотирования тяжелых воздушных судов. Командир — Геннадий Падюков, пилот 1 класса, провел в воздухе более 13 тысяч часов, из них более пяти тысяч — на самолетах Ту-154. Еще больший налет — 16890 часов — был у второго пилота Алексея Жаворонкова. В составе экипажа на борту находился и проверяющий — главный штурман регионального управления гражданской авиации О. Лиходиевский. Не может быть и речи о том, что возможной причиной гибели 120 человек и крылатой машины стала профессиональная неподготовленность, некомпетентность специалистов, находившихся на борту.

Уже обнаружен на месте падения сохранившийся бортовой самописец — «черный ящик», расшифровка записей которого поможет установить причину катастрофы. По данным наземных служб, экипаж до последних мгновений держал радиосвязь с землей, докладывая о развитии пожара в хвосте и выходе из строя системы управления. В составе комиссии, расследующей обстоятельства авиапроисшествия, представители ОКБ имени Туполева, разработчики авиадвигателя из Перми и его изготовители на серийном заводе в Рыбинске. Разбившийся Ту-154 был относительно новой машиной, оснащенной тремя турбовентиляторными двигателями Д-ЗОКУ-154. Эти лайнеры составляют основу технического парка воздушного транспорта СНГ, значительное их число продано по экспорту в зарубежные страны.

МОСКВА. Авиационный научно-производственный комплекс имени А. Н. Туполева.

Гибель иркутского Ту-154М — одна из наиболее тяжелых катастроф в статистике старейшей отечественной авиаконструкторской организации. В составе комиссии, работающей на месте катастрофы, — генеральный директор комплекса В. Климов и главный конструктор самолета А. Шенгардт.

В беседе с корреспондентами «Известий», представитель руководства фирмы подчеркнул, что конкретные выводы и заключения о причине, вызвавшей пожар двигателя, делать преждевременно и речь не идет о немедленном прекращении эксплуатации лайнеров этого типа.

Вызывает, однако, беспокойство слабоуправляемый процесс образования множества авиакомпаний и транспортных предприятий вместо единого Аэрофлота. Им вряд ли под силу проводить единую техническую политику по качественному и надежному ремонту крылатых машин и двигателей. Существующая до сих пор база, выполняющая эти работы, маломощна. Она организационно отделена от основных заводов-изготовителей агрегатов и запчастей, принадлежащих Авиапрому.

Кстати, по неофициальному мнению некоторых специалистов правительственной комиссии, причиной пожара оказался уже отработавший свой ресурс и вовремя не замененный двигатель Ту-154М.

Опыт ведущих мировых фирм подсказывает — необходимо немедленно, в течение начавшегося года, создать региональную сеть фирменных центров по текущему обслуживанию эксплуатируемой воздушным транспортом техники. Разработчики конструкции. ее серийные изготовители тогда будут непрерывно отслеживать «биографию» каждого выпущенного самолета и вертолета на протяжении всего срока их службы.

«Известия» 5 января 1994 года