Российское правительство пришло в движение
Одно из главных событий, которого ожидали едва ли не все политические деятели России накануне нового года, свершилось практически в разгар праздников. Решение о том, кто же станет хозяином российского Белого дома, похоже, принято окончательно: секретариат премьер-министра, другие правительственные службы уже начали переезд в здание бывшего Верховного Совета Российской Федерации.
Одновременно, как стало известно, хозяйственные службы администрации президента готовятся к переезду в освобождающиеся помещения на Старой площади.
Вырисовывающаяся схема расположения высших органов власти страны выглядит и знакомо, и символично. Правительство увеличивает дистанцию между собой и Кремлем, как бы подчеркивая этим тенденцию к самостоятельности. Знакомые же здания на Старой площади занимают управленческие структуры, чей официальный статус весьма неясно прорисован в действующем законодательстве, но которые после принятие Конституции обладают реальной и наиболее полной властью в стране, в том числе и возможностью влиять на правительство.
По сути, передислокация федеральных властей символизирует собой завершение создания новой системы государственного управления в России, предопределенной принятой Конституцией. Системы сильной аппаратной власти, при которой не только все исполнительные структуры оказываются под контролем администрации президента. Достаточно вспомнить: примерно месяц назад в администрации было образовано управление делами, которое обладает правом распоряжения федеральной собственностью, в том числе и зданиями, в которых размещаются федеральные законодательные,
исполнительные и судебные власти. Президентская администрация, если судить по недавно опубликованному Указу президента о государственной службе, распоряжается и судьбой всех федеральных чиновников, не только правительственных, но и парламентских, и судебных.
Возможно, на сегодняшнем этапе, в ситуации, связанной с итогами выборов в парламент, эта система и сыграет определенную положительную роль. Однако существует слишком много опасении, что вскоре она способна будет превратиться в систему закрытую, самодостаточную, озабоченную лишь сохранением себя у власти. В- таком случае не составляет большого труда предсказать победу на будущих парламентских и президентских выборах сил, близких по идеологии ЛДПР или коммунистам. Как выражение протеста избирателей против воссоздания по сути административно-командном модели, которая, казалось, была окончательно ликвидирована после августа 1991 года. Главный же парадокс, как представляется, состоит в том, что такая победа систему устроит.
С этой же точки зрения, с точки зрения того, что новую программу деятельности правительства будут определять не итоги выборов, а итоги референдума, не расстановка сил в парламенте, а расстановка сил в аппарате администрации президента, следует, очевидно, рассматривать и задержку давно ожидаемого президентского Указа о реорганизации Совета Министров. Объективно необходимость перестановок в правительстве вызвана итогами парламентских выборов. Окончательное же решение будет, как можно полагать, принято после того, как будет найдена официальная причина поражения. Когда будет установлено: выборы проиграны либо из-за раскола в правительстве, либо из-за неграмотно организованной предвыборной кампании, либо из-за неправильной экономической политики правительства. По существу же, речь можно вести о борьбе между руководством администрации президента и главой правительства за контроль над Советом Министров.
Но поскольку силы в этой борьбе можно считать примерно равными, то и в итоге особых перемен в персональном составе Кабинета министров вряд ли следует ожидать. Вероятно, можно считать безусловным, что количество должностей вице-премьеров существенно сократится. Скорее всего, до двух-трех человек. О персоналиях, разумеется, говорить рано, но есть основания полагать, что в целом существовавшая До выборов расстановка сил сохранится. Следовательно, нет причин рассчитывать, что после таких перестановок деятельность Правительства существенно изменится, равно как и что изменится существенно его экономическая политика.
Как можно судить из поступающей информации, все кадровые решения, касающиеся перемен в правительстве, планируется принять до начала работы парламента. Тем самым поставив депутатов, как и в случае с федеральным бюджетом на 1994 год, перед свершившимся фактом. И нетрудно предположить, какую реакцию парламента вызовет это обстоятельство. Лишенный здания, лишенный права контроля над правительством, бюджетом, парламент уже запрограммирован на роль центра оппозиции исполнительной власти.
То и дело ныряют закрытые фургоны (см. снимок) в ворота Белого дома, очищенного от октябрьской копоти при помощи турецких строителей: правительство Российской Федерации переезжает из зданий на Старой площади. Кабинет премьера В. Черномырдина — это бывший кабинет Р. Хасбулатова, живущего ныне в тесноте. Поскольку даже сауны сегодня принято освящать по обряду православия, то уж новый правительственный дом не миновал того тем более: епископ Истринский Арсений, видимо, гарантирует, что нечистой силы в доме отныне не заведется (впрочем, поглядим). Будет тут и спецкабинет для президента России.
Поскольку информация о деталях этого переезда дается неохотно, то толком нельзя понять, что во въезжающих автомобилях: старое оборудование со Старой площади или новая мебель из аэропорта Шереметьево, доставленная из дальнего зарубежья.