December 14, 2023

Татьяна Доронина: играть то, что близко душе

В одном я определенно счастлива: с детства знавала многих известных актеров и актрис — и на сцене, и в жизни. Помню, как почти сорок лет назад в Ленинграде пошла на спектакль «Фабричная девчонка» в Театре имени Ленинского комсомола. Роль Женьки Шульженко играла молоденькая, очень хорошенькая актриса Татьяна Доронина.

Спустя год в том же Ленинграде в Большом драматическом — пьеса Горького «Варвары». Не очень рвалась, потому что помнила «Варваров» во МХАТе и Малом театре с Е, Гоголевой, А. Тарасовой, И. Анненковым^. Доронина меня потрясла в роли Надежды. С тех пор слежу за ее творчеством, теперь уже не только актерским. Доронина нынешняя — это и режиссер, и директор Художественного театра на Тверском бульваре.

— Нетрудно ли нести такой груз на женских плечах?

— Конечно, трудно. Еще как. Но приходится. Театру живется очень нелегко. Сложное положение с финансами. «Соответствующее» отношение со стороны тех, кто наверху. Как известно, дотация на культуру составляет два процента, но и эти два процента не всегда выдаются. А ведь спасение всех нас — только через культуру и, как я думаю, через Церковь. Мы в театре стараемся сделать все возможное и невозможное, чтобы не вздувать цены на билеты, чтобы наш театр оставался в полном смысле слова общедоступным, как и подобает МХАТу с его демократическими традициями, унаследованными от великих его основателей

— Вы верны и еще одной мхатовской традиции — в репертуаре театра много классики.

— Да, классика — это поистине на все времена. «Лес» Островского сегодня, как мне кажется, весьма актуален, когда вокруг дремучий эгоизм, похотливость, расточительство, безалаберность.» Мне кажется, что тема «Леса» перекликается с чеховским «Вишневым садом». В обеих пьесах звучит: уничтожать красоту земли — преступно.

В дивных монологах у Чехова мы слышим: «русские леса трещат под топором». Трещат не только деревья, но и вся природа, не выдерживают «топора» и люди, ил чувства, таланты. Все сиюминутно пускается под топор. Неумные, нечестные, никчемные, безалаберные и некомпетентные, жадные и недальнозоркие отправляют под топор красоту— У Островского во многих пьесах звучат темы, поднимаются проблемы, которые и сейчас близки и понятны всем нам.

Мы готовим новые постановки Островского. Он очень близок русской душе. А надо играть то, про что знаешь, из чего произрос сам, — эту мысль высказывал сам великий драматург. К сожалению, некоторые пьесы Островского почти не ставились и не известны широкому зрителю. Например, исторические хроники. Над одной из них сейчас и работаем. Готовим также «Доходное место».

— Это актуально сегодня — найти доходное место. Для многих — забота номер один.

— Да, если учесть еще коррумпированность чиновного 4>аппарата и множество бедных людей, стремящихся попасть в среду богатых. Все это в пьесё есть. Очевидно, она поможет заполнить вакуум в сегодняшней драматургии на эту жгучую тему.

— В спектаклях вашего театра, поставленных по произведениям классиков, чувствуется очень бережное, уважительное отношение к первоисточнику.

— Да, мы не потрошим, не адаптируем, не переставляем сцены и ничего не выбрасываем из пьесы. Не позволяем себе не считаться с авторским текстом, не навязываем классикам своих сегодняшних произвольных концепций. Приспосабливать великую литературу к решению злободневных задач, выламывая ей руки, — это, с моей точки зрения, режиссерская бестактность.

Через классику можно и нужно раскрывать те мысли, которые нам сегодня близки, интерпретировать характеры, соотнося их с нашим временем, но не искажая при этом автора. Так подходил к постановке классики Георгий Александрович Товстоногов.

Вспоминаю при этом доронинскую красавицу Софью из «Горе от ума» — юную, изящную, очаровательную в каждом жесте, тонкую умницу, не уступающую в этом Чацкому, при том она — хитрая московская барышня, влюбляющая в себя всех окружающих… Такого совершенного спектакля по шедевру Грибоедова, какой увидела я на генеральной репетиции в БДТ в 1962 году, больше не приходилось в жизни видеть. Вот где каждое слово Грибоедова, каждый стих, каждое движение героев, полностью соответствуя оригиналу, были наполнены актуальным» волнующим смыслом.

Сегодня в Художественном театре на Тверском бульваре — бенефис Татьяны Васильевны Дорониной. Состоится торжественный вечер в честь юбиляра, в честь русской Актрисы.

Алла РОМАНЕНКО.

«Российская газета» 25 декабря 1993 года