На 95-м году жизни умер Евгений Габрилович
Габрилович всегда был моложе всех молодых. Как это возможно, как это получалось? В жизни, в профессии, в общении с людьми он был художник.
Кинематографическому писателю обязаны крупнейшие наши режиссеры — Райзман. Ромм. Юткевич, Панфилов, Авербах — era сценарии обе еле чили им путь к эстетическим вершинам и к сердцам зрителей.
Габриловичу обязана русская сценарная школа.
Габриловичу обязана московская кинематографическая среда, которая не могла утратить свою интеллигентность, потому что Старик в Матвеевском узнал бы об этом.
Его жизненное кредо: всегда смотреть в глаза, не прятаться от действительности. правду принимать с уважением, твердо зная, что всякий истинный контакт с жизнью плодотворен.
Его фильм «Коммунист» и сегодня способен прояснить обезумевшему обществу, что не система определяет жизнь, но человек, человек, способный к бескорыстию высшего толка.
Габрилович, как никто, понимал. что надо беречь от опасности заражения нравственную биосферу и что в этом одна из первейших задач искусства. Не стоит думать, что нравственный максимализм такая простая вещь, дело вовсе не в том, чтобы усвоить моральные догмы. —- это редчайший душевный талант. «Машенька», «Начало», «Монолог»… Какие женские образы создал Габрилович в соавторстве с актрисами — Караваевой! Чуриковой! Нееловой! — они останутся эталоном на все времена. В кинематографе Евгения Габриловича женщины всегда прекрасны. Их чистота и цельность несут в себе свет позитивных идей автора, любящего жизнь и утверждающего, что любовь расширяет сознание.
Когда-то друг и коллега Габриловича определил особенность его творческой манеры: «Не повышая голоса». Это бесценное умение говорить о главном, не повышая голоса, сделало его искусство неповторимым.
Две недели назад Евгений Иосифович сказал: «Я закончил работу». На столе лежали два толстых пакета, как два тома… Нам еще предстоит узнать, что же оставил нам xvдожник.