Возникновение нового ядерного государства
СБСЕ оказался бессильным настоять на уничтожении украинского ядерного потенциала
Одно из основных предложений России, с которыми Андрей Козырев приехал на римскую встречу Совета министров иностранных дел СБСЕ, не было принято. Тормозом для прохождения документа о принципах, регулирующих нераспространение ядерного оружия, стало его блокирование Украиной. Готовившиеся на Смоленской конкретные предложения, ставшие основой проекта документа, были подвергнуты украинской делегацией таким изменениям, что превратились в размытый, практически бессмысленный текст, проголосовать за который Россия уже не могла. Поэтому эта часть политического багажа Козырева не нашла отражения в итоговом документе «Решение встречи Совета в Риме». Еще за несколько дней до начала заседания в итальянской столице МИД РФ дал указание своим зарубежным представительствам разъяснить положение с ядерным оружием на Украине внешнеполитическим ведомствам стран-участниц СБСЕ. В духе российских предложений за скорейшую ликвидацию ядерного потенциала Киева высказались США, Германия, другие страны, о чем их представители заявили в своих выступлениях на сессии совета. Но всего этого оказалось мало: решения принимались, как всегда на этих форумах, консенсусом, и было достаточно одного голоса «против», чтобы предложения были отвергнуты.
Украинская позиция подверглась осуждению со стороны участников римской встречи, если судить по высказываниям нового председателя — итальянского министра иностранных дел Беньямино Андреатти на итоговой пресс-конференции. Требования о компенсации полной стоимости всех компонентов «материальной ценности», которую, по словам главы украинского МИДа Анатолия Зленко, представляет для Киева ядерное оружие, выполняться не будут ни при каких условиях. А без полного соблюдения требования Договора о нераспространении, как дали понять Киеву, не может быть и речи об интеграции Украины в мировое сообщество. Теперь вопрос о ядерном оружии Киева будет обсуждаться еще неопределенно долго. А пока в мире начинают говорить о возникновении нового ядерного государства, даже несмотря на то, что кнопка управления украинскими арсеналами находится в России.
Как сообщило итальянское информационное агентство АНСА, американские и российские спецслужбы опасаются, что такое поведение Украины является тактическим ходом с целью затянуть обсуждение до тех пор, пока не удастся расшифровать код для запуска ядерных ракет. По мнению экспертов, эту задачу Киев сможет выполнить уже к марту будущего года. И тогда наверняка возникнет ситуация, похожая на ту, что сложилась на Корейском полуострове. Так что совсем не шуткой стали слова Андрея Козырева, сказанные с улыбкой в ходе подписания соглашения с итальянским министром иностранных дел: «В то время когда мы подписываем соглашение о том, как уничтожать ядерное оружие, в Европе появляется новое ядерное государство».
Второе предложение Козырева — о поддержке миротворческих усилий России на пространстве бывшего СССР — также, к сожалению, не получило отражения в итоговом документе римской встречи. Со стороны ряда стран было поставлено условие о контроле деятельности «третьей стороны» — как была названа Россия применительно к конфликтам в СНГ. Это никак не может помочь РФ в миротворчестве в этих регионах. К тому же из предложенного в конце концов проекта решения по этой проблеме был исключен вопрос о материальной поддержке Москвы, и российская делегация отказалась принять этот проект.
Успехом российской дипломатии на этой сессии стало включение в текст итогового заявления всеобщего одобрения стран СБСЕ Декларации об агрессивном национализме, расизме, шовинизме, ксенофобии и антисемитизме, в основу которой легла козыревская инициатива. Кроме того, удалось добиться принятия конкретных решений о расширении деятельности СБСЕ, включая взаимодействие с российскими миротворцами в зонах конфликтов в Грузии. Молдове, Таджикистане. В Душанбе, например, в начале будущего года начнет работу миссия СБСЕ. Конечно, назвать итоги завершившегося позавчера Совета министров иностранных дел СБСЕ успехом российской дипломатии нельзя Но, судя по словам начальника управления МИД РФ по безопасности и сотрудничеству в Европе Юрия Ушакова, программа-мини мум — рабочий план — выполнена. Говорить об этом, пожалуй, можно лишь с большой натяжкой. Как указывалось выше, основным препятствием для принятия инициатив Москвы стала процедура при нятий решений на встрече консенсусом. Так что пока перемен в этой сфере не произойдет, СБСЕ не сможет стать полноправной региональной организаций, способной принимать важные ответственные решения и владеть механизмами для их выполнения.
Вчера вечером Андрей Козырев вылетел из Рима в Брюссель для участия в заседании Совета североатлантического сотрудничества