Критиковать не дозволяют...
Такого еще не было. Официальный чиновник весьма высокого разряда, каким является заместитель начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Анатолий Слива, дал толкование, как вести себя зарегистрированным избирательным объединениям и отдельным кандидатам по отношению к проекту новой Конституции России.
Это толкование опубликовано. Демократическая общественность расценила его как грубый, беспрецедентный нажим в худших традициях политической цензуры.
С точки зрения юриспруденций Анатолию Сливе можно, без сомнений, отдать лавры первооткрывателя: референдум по проекту Конституции состоится еще 12 декабря 1993 года, но, по его, Сливы, убеждению, он уже вступил в законную силу. Поэтому всякая критика проекта Конституции, особенно статей, затрагивающих статус будущего парламента, объявляется противозаконной, обманом избирателей. Парадоксально звучит положение о том, что письменное заявление кандидата в депутаты баллотироваться в одну из палат Федерального Собрания является якобы официальным подтверждением принятия им положений проекта Конституции (статьи 94—109) об этом органе.
И избирательным объединениям, и партиям, участвующим в выборах и референдуме, виднее, какую позицию занимать по отношению к проекту Конституции. Здесь уместны два соображения. При всех обстоятельствах необходимо обеспечить свободное обсуждение проекта Конституции свободного государства. Это — первое. И второе. Вопрос о принятии или непринятии Конституции будут решать не избирательные объединения и политические партии, а народ.
Видимо, на основании революционного умозаключения Анатолия Сливы (и иже с ним) первый заместитель Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации Владимир Шумейко направил в Центральную избирательную комиссию письмо (оно тоже опубликовано), в котором предлагалось за агитацию против проекта Конституции снять с регистрации Коммунистическую партию Российской Федерации, Демократическую партию России, принять меры в отношении блоков «Явлинский — Болдырев — Лукин», «Гражданского союза во имя стабильности, справедливости и прогресса», «Будущее России — новые имена» и Аграрной партии России.
Сомнительное заключение юриста, не просчитавшего все последствия, конечно же, бросило тень на репутацию первого вице-премьера. Восторжествовал, однако, здравый смысл. Третейский информационный суд признал, что обращение Владимира Шумейко «не основывается на законодательстве о предвыборной агитации».
Понимание и уважение вызывает позиция Президента РФ: конструктивная критика проекта является естественным проявлением своеобразия позиций отдельных партий, групп населения политических лидеров. Неприемлема не критика Конституции, а ее огульное отрицание с позиций узкопартийного эгоизма и политического реванша.
Каждому россиянину небезразлично, какой будет Конституция. Естественно избиратели хотят, чтобы она была конкретнее, демократичнее, учитывала весь спектр общественного мнения.
А какой же вердикт должен быть вынесен по отношению к А. Сливе? По моему глубокому убеждению, егс провокационное заявление сделанное накануне выборов в Федеральное Собрание и референдума по проекту Конституции, нанесло больше ущерба, чем все вместе взятые критические выступления.
Следуя его же методике, вспомним, о чем говорит статья 29 проекта:
Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Именно против этих фундаментальных демократических принципов выступил высокопоставленный чиновник кстати, сам баллотирующийся в Государственную Думу.