November 25, 2023

Новый российский герб берет начало из допетровских времен


Сергей КРАЮХИН. «Известия»


Указ президента о Государственном гербе Российской Федерации явился документом, которого все давно ждали. Мы попросили рассказать о некоторых важных моментах, связанных с историей Государственного герба России, с его нынешним утверждением, начальника управления геральдики государственной архивной службы РФ заместителя директора Эрмитажа Георгия Вилинбахова.

— Важно уяснить, что новый герб России президентским указом не вводится, а восстанавливается исконный государственный исторический герб, — говорит Георгий Вадимович. — Мы не принадлежим к числу стран, которым необходимо изобретать для себя официальную эмблему, придумывать новые геральдические знаки. История российской государственности насчитывает многие столетия, и Россия вправе восстановить свой известный с незапамятных времен исторический герб.

Более знакомо изображение российского герба в виде черного двуглавого орла на золотом поле. Может возникнуть вопрос, почему же в соответствии с президентским указом от 30 ноября официальным гербом России становится изображение золотого орла на красном поле. Если говорить о русской геральдической традиции, геральдической норме и правилах, оба эти варианта являются абсолютно правильными геральдическими изображениями, существовавшими в определенный период нашей истории. Если золотой орел на красном поле более характерен для допетровского времени и олицетворял духовную преемственность России от Византии, то черный орел на золоте также имел конкретные исторические рамки своего бытия — а именно с начала XVIII века до октября 1917 года. Именно в контексте европейской геральдики был введен черный орел на золотом поле. Это изображение в европейской традиции сохраняется еще со времен священной Римской империи. Петр I совершенно сознательно пошел на изменение цветовой гаммы российского герба.

Но в системе государственной геральдики продолжал употребляться и золотой орел на красном поле. Например, орден Святого Александра Невского представлял собой красный крест с четырьмя золотыми двуглавыми орлами по углам и носился на красной ленте. Можно вспомнить Малый тронный зал Зимнего дворца, стены которого украшены красной тканью с вышитыми золотыми орлами; золоченых орлов в оформлении храма Спаса на крови в Петербурге; изображение золотого орла на красном поле в Грановитой палате в Москве.

— Перед специалистами, которые готовили проект герба РФ, — продолжает Г. Вилинбахов, — не существовало проблемы выбора. Оба герба были признаны как имеющие достаточные исторические геральдические традиции. Комиссия, созданная распоряжением президента две недели назад, должна была всесторонне обсудить оба варианта и предложить один из них на рассмотрение президенту. В результате комиссия высказалась в пользу золотого орла на красном поле.

Нередко задают вопрос: а есть ли реальный автор принятого проекта герба? Если учесть, что в российской и мировой геральдике двуглавый орел—изобразительный образ достаточно известный, то такого претендента на авторство быть просто не может. Когда нам говорят, что для работы над проектом нужно было привлечь самых крупных художников, забывают, что рисунок, который делается для указа, для документа,— это лишь схема, которая должна продемонстрировать, что представляет собой государственный герб. Работа эта была сделана профессионально, как и все остальные документы, — рисунок принадлежал художнику управления геральдики государственной архивной службы Российской Федерации Евгению Ухалеву. Если обратиться к XIX веку, то и тогда рисунки государственного герба создавали, скажем, не Релин и не Крамской, а художники, которые работали в департаменте Герольдии.

Официальное описание или официальное изображение герба можно в какой-то мере сравнить с прописью, которая дает лишь начертание букв. А дальше каждый из нас повторяет эти буквы со своим наклоном, со своими индивидуальными особенностями. Способности и фантазия художника здесь могут, безусловно, проявиться. Я знаю, к примеру, что известный скульптор 3. Церетели делает проект объемного изображения герба для здания Белого дома в Москве. И другим художникам предоставляется теперь широкое поле деятельности — скажем, для создания изображения Государственного герба в зале заседаний Федерального собрания, в различных государственных резиденциях.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

«Известия» 3 декабря 1993 года