November 20, 2023

Омское метро обойдется без машинистов

Российские ученые и специалисты приступили к созданию первого в мире автоматического метрополитена. Он будет построен в городе Омске. О подробностях этого уникального проекта наш специальный корреспондент попросил рассказать генерального директора хозяйственной ассоциации «Метро» Виктора ПАХОМОВА.

— Виктор Яковлевич, почему первое автоматическое метро решено построить именно в Омске, не проще ли это внедрить на существующих метрополитенах в Москве или Санкт-Петербурге?

— Для автоматического метро необходимо предусмотреть уже в самом начале строительства ряд конструктивных новинок. Например, такая система требует дополнительных оборотных тупиков, которые позволяют составу развернуться и пойти по другому пути. В общем. множество технических решений может быть реализовано только в ходе строительства. Внедрять же новинку на существующих метрополитенах очень дорого., а порой и невозможно.

— Как будут выглядеть подземные станции автоматического метро?

— Если вы бывали в Санкт-Петербурге на станции метро «Маяковская», то, несомненно, видели стены, отгораживающие пути от вестибюля. То есть прибытие состава пассажиры не видят. По такому принципу соорудят подземные павильоны и в Омске. Только перегородки будут прозрачными. В них столько дверей, сколько у вагонов электрички. Посадку и высадку пассажиров станет контролировать автоматическая система. Она же возьмет на себя и функции управления поездами.

— Какова цель создания подобного метрополитена, что здесь на первом месте: престиж, прогресс, экономия?

— И то, и другое, и третье. Скажем, сейчас на Московском метро работает почти две с половиной тысячи машинистов и около одной тысячи помощников. При внедрении автоматики большое число специалистов высвободится. Но это не главное. Что ни говори, человек не машина, и, как показывает практика, его ошибки порой приводят к серьезным последствиям. А метро — это огромные скорости, большое количество пассажиров (только в Москве этим видом транспорта перевозится за год более двух с половиной миллиардов человек), замкнутое пространство. Подсчитано, что одновременно в столичном метро, то есть под землей, находится около миллиона человек. В любой момент тут может возникнуть чрезвычайная ситуация. Вот почему на автоматическом метро основную нагрузку несет техника. Она оснащена всевозможными контролирующими системами, идет постоянная подстраховка. Так, в настоящее время осмотр подвижного состава осуществляется людьми один раз в течение 10—20 часов. В будущем это станут делать автоматы через каждые три-четыре часа. Кроме того, особые приборы будут постоянно производить оперативную диагностику состояния путей и туннелей. Иначе говоря, главное преимущество автоматического метро — это повышение безопасности, и прежде всего для пассажиров.

— А как же быть с комфортом?

— Естественно, автоматическое метро в Омске оснастят и современной пропускной системой, и принципиально новыми эскалаторами. и, конечно же, новыми электричками. На днях построен принципиально новый подземный электропоезд.

Еще летом был выпущен первый вагон теперь готов целый состав. Корпус его сооружен из нержавеющей стали. Форма его бочкообразная. Поэтому вместимость увеличена. Теперь пассажиры, попав в такой поезд, могут спокойно разговаривать между собой, не повышая голоса. Такой относительной тишины конструкторы добились благодаря особому покрытию внутри салона. Оно как бы поглощает шум. К тому же состав имеет двойное застекление окон. Они постоянно будут закрыты, внутри внедрена принудительная вентиляция. Сиденья более удобные, приятный интерьер, улучшено освещение. Над дверьми предусмотрена текстовая информация в виде бегущей строки, на схеме станет зажигаться название той станции, на которую прибывает поезд. Останутся и звуковые объявления. У нового состава повышена пожа роза щи-щен ность: все изготовлено из негорящих или трудного-рящих материалов. Электричка удобна в управлении, конструктивная скорость—до 100 километров в час. По сравнению с теперешними поездами это на 20 километров выше. Поезд быстрее разгоняется и мгновенно останавливается. Он оборудован мини-ЭВМ.

— И последний вопрос. Сколько городов России имеют метрополитены, планируется ли строительство новых?

— На сегодняшний день в Российской Федерации действуют шесть метрополитенов: в Москве. Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге. Начато строительство в Челябинске, Красноярске и Омске. Принято решение о сооружении метрополитенов в Уфе, Казани, Перми и Ростове-на-Дону. Уже ведутся проектные работы. Но трудности заключаются в том. что в настоящий момент в России нет централизованного органа, который бы осуществлял координацию в работе метрополитенов. нет государственного руководства и надзора. Решением бывшего Верховного Совета России метрополитены отнесены к муниципальной собственности. В результате сложилась тупиковая ситуация. Городские власти не в состоянии решить проблемы метрополитенов. У них нет ни денег, ни возможностей. Видимо, необходимо немедленно поставить вопрос о пересмотре решения Верховного Совета.

Руслан ИГНАТЬЕВ.
Фото Владимира СОРОКИНА.

«Российская газета» 1 декабря 1993 года