ВАЗ-2110: долгие роды—тяжелое детство?
Сергей МАРЬИН, журналист, Сергей ТАРАНОВ, «Известия»
На прошедшей неделе первый канал телевидения дважды показал почти забытую новинку «АвтоВАЗа» — модель 2110. Вначале «десятка» мелькнула в репортаже со всемирного форума продавцов «Лады» в Катаре, затем она объезжала круги испытательного полигона в Тольятти, где западные партнеры ВАЗа подписали договор о кредитах на 250 миллионов долларов. Значит, выпуск «десятки»—дело решенное!
Вопрос отнюдь не риторический, поскольку массовое производство «десятки» оговаривается весьма серьезными и трудновыполнимыми условиями, главное из которых—привлечение многомиллиардных инвестиций для реконструкции завода. Наверное, от избытка положительных чувств к ВАЗу телекомментаторы всякий раз забывают добавить, что получаемые кредиты и имеющиеся у «АвтоВАЗа» средства покрывают лишь 10—15 процентов необходимых для выпуска «десятки» затрат. Удастся ли собрать остальные и на каких условиях— не знает никто.
Однако и сохранять в неизменности нынешний модельный ряд для Тольятти — самоубийственно. В то время как основные автофирмы мира меняют базовые модели раз в 4—8 лет, «АвтоВАЗ» выпускает свои «восьмерки» и «девятки» девять лет, семейству 2105/07— уже 13 лет, а «шестерка» не сходит с конвейера 18 лет! В сравнении с ними «десятка» — бесспорный шаг вперед, на ней можно въехать и в начало XXI« века.
Это переднеприводной автомобиль с модным обтекаемым кузовом. Принципиальная новизна 2110—в системе управления 16-клапанным двигателем, который оснащается инжектором (впрыском топлива) и электронной системой опережения зажигания, а также каталитическим нейтрализатором отработавших газов. По своей экономичности и выбросу в атмосферу вредных веществ «десятка» отвечает европейским стандартам.
Длина «десятки»—4,23 метра (чуть больше, чем у 99-й модели), ширина—1,68 метра (немногим шире, чем у той же 99-й). Вес в снаряженном состоянии — 980 килограммов. Одна из модификаций двигателя—рабочим объемом 1,6 литра —развивает скорость до 170 километров в час и расходует при езде по городу 7,9 литра бензина.
Очевидно, что цена «десятки» будет выше, чем у самой дорогой сейчас ВАЗ-21099. Скорее всего, она зашкалит в розничной торговле за 15 тысяч долларов (это по самым скромным прикидкам).
В отличие от всех предыдущих моделей ВАЗа «десятка» уже не будет восприниматься общественным сознанием как «массовый» автомобиль. Ее основным покупателем в России станет предприниматель средней руки — то есть те. кто еще не заработал на «мерседесы», но уже жаждет сменить надоевшую тольяттинскую «классику». И вот здесь-то и поджидают новинку ВАЗа главные трудности.
Дело в том. что ниша отечественного авторынка, определяемая ценою 15—20 тысяч долларов. уже занята иномарками.
Именно в этом рыночном пространстве пасутся ФИАТ и «Фольксваген». «Ниссан» и «Тоёта», «Опель» и «Ситроен», «Вольво», «Хендэ». «Мисубиси», выпускающие широчайшую гамму автомобилей для среднего класса. На российском рынке они выигрывают у «девяток» и «девяносто девятых» по качеству, престижности, комфорту, уступая, однако, в стоимости запасных частей (они неизмеримо выше) и в цене автосервиса.
С появлением «десятки» последнее преимущество «Жигулей» может исчезнуть. Известно, с каким временным лагом в несколько лет появляются у нас вначале новые автомобили, потом — запчасти к ним. Ведь и спустя девять лет после серийного освоения ВАЗ-08 09 детали к ним продаются в двое-трое дороже, чем для заднеприводных моделей. А что говорить о грядущей «десятке»? Мафиозный рынок запчастей не упустит шанс взвинтить цены до уровня иномарок.
То же — и со стоимостью ремонта. техобслуживания. Копаться в 16-клапанных двигате лях, начиненных электроникой,— по силам лишь мастерам, освоившим ремонт иномарок. А таких — немного. И цены у них — на уровне мировых, а то и повыше. Например, сейчас за обслуживание «Вольво» требуют 35 тысяч рублей в час, не считая стоимости запчастей. Не исключено, что эти же ценники автоматически спроецируют и на «десятку», мало чем уступающую в техническом смысле «Вольво-460».
Наконец, как минимум первые пять лет ВАЗ-10 будет «гаражной» машиной, требующей повышенной защиты и от угонщиков, и от уличного хулиганья, так любящего запульнуть кирпичом в салон или проколоть новенькие шины.
Все это потребует от «АвтоВАЗа» нестандартных усилий по внедрению «десятки» на отечественный рынок. Не исключено, что завод вынужден будет, наконец, предоставлять и отечественным покупателям двухлетнюю гарантию на техобслуживание, либо продавать машины в кредит.
Впрочем, проглядывается и другой вариант: «десятки» предназначены исключительно на экспорт. Тогда и затраты завода на улучшение сервиса и торговли у себя дома можно отложить на светлое будущее.