Таможня дает "добро". Но дерет три шкуры
Постановлением Совета Министров РФ No 1185 от 19 ноября 1993 года «Об изменении акцизов по отдельным видам товаров, ввозимых на территорию РФ» установлены новые ставки акцизов на ввозимые в Россию транспортные средства
Итак, на автомобильном фронте с новой силой вспыхнули жаркие сражения. Проведя артподготовку увеличением акцизов в начале ноября для юридических лиц с 25 да 35%, в конце месяца Правительство РФ перешло в активное наступление. Теперь ставки акцизов на легковые автомобили, предназначенные для перевозки людей, в зависимости от рабочего объема двигателя составляют: до 1500 куб. см — 35%; от 1501 до3000 куб.см включительно —50%; свыше 3000 куб.см —70% (для дизельных двигателей верхняя граница определена, а 2500 куб. см). Таможенная пошлина составляет 25% от стоимости автомобиля. Налог на добавленную стоимость — 20%. А чтобы подавить противника окончательно и обратить его в бегство, уравняли в правах физических и юридических лиц. Чтобы ясно представить себе всю диспозицию на этом театре военных действий, рассмотрим отдельно каждую из действующих армий.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
Как разъяснил нам в ГТК начальник отдела таможенного контроля в неторговом обороте Владимир Чупаев, целью постановления было упорядочить ввоз на территорию России товаров в коммерческих целях. А так как ввоз этот осуществляется в огромных количествах и частниками (применительно к транспортным средствам — «челноками», делавшими немалые барыши и, в то же время, не платившими налоги, то всех и причесали под одну гребенку. Собственно, об этом же говорит на 18 пунктах и Разъяснение ГТК России от 22 ноября 1993 года № 01-13/11649. подписанное первым замом ГТК РФ В. Кругликовым. Но это, так сказать, одна сторона медали, есть еще и оборотная.
Взвинтив до безумия налоги, государство в очередной раз тащит из болота бегемота — отечественную автопромышленность во главе с АвтоВАЗом. Задрав недавно цены выше крыши (ни одной машины по ним еще не продано), АвтоВАЗ рассчитывает гнать свою продукцию в прежнем ритме. Тот же, кто еще недавно мог позволить себе дешевую иномарку, теперь (с вывернутыми руками) вынужден будет вновь прицениваться к Ладам и Москвичам. Многие эксперты полагают, что такая «поддержка» отечественной промышленности приведет в конечном итоге не просто к ее кризису (он уже настал), а к полному краху. А намного ли увеличатся поступления в госбюджет от новой политики, мы увидим чуть позже.
Эти по другую сторону баррикад. Страсти здесь накалены до предела. К тем, кто имел некоторый запас завезенных ранее и растаможенных «на частных лиц» автомобилей, покупатель валом валит. По словам представителей некоторых фирм, метут все, что можно. Хуже тем, кто работал в основном под заказ, главным образом дилерам крупнейших производителем, — новые поставки выйдут теперь золотыми. Однако, поскольку клиент здесь в основном солидный — крупные госпредприятия, очень деловые люди и т. д., то без работы они не останутся. Некоторые покупатели так и говорят; мы настолько солидная фирма, что не можем не заплатить и остаться без машины,
Наиболее сильно пострадали мелкие торговцы и те, кто обслуживал, как правило. «частников» — последние наиболее болезненно перенесут новые тарифы. Результат не замедлил ждать: в Москве уже закрылись первые несколько магазинов.
Однако наши предприниматели — народец особый, каждый разрабатывает свою стратегию. Одни возят своих «созревших» клиентов на их же будущих нерастаможенных машинах на границу, там переходят ее (а, поговаривают, можно и не переходить, «договорившись» с «зелеными фуражками»), оформляют машину на клиентов, и те уже САМИ «ввозят» машину в Россию, выплачивая лишь 0,1% от стоимости автомобиля в виде таможенного сбора (не путать с пошлиной). Другие лихорадочно думают об открытии филиалов в ближнем зарубежье, преследуя те же цели. Третьи… Словом, лазейки есть, каждый крутится как может.
Государственные и крупные коммерческие структуры в безвыходном положении (с определенной натяжкой, конечно, учитывая «дырявость» наших законов): придется при покупке машины платить все по полной программе. А фирмы поизворотливей, имеющие возможность приобрести авто на «левые» деньги, будут действовать по старой схеме: оформлять машину на своего сотрудника (брата, свата) и использовать как служебный транспорт. С той лишь разницей, что если раньше это можно было сделать, как говорится, не отходя от кассы, то теперь придется действовать либо способами, описанными выше, либо просто раскошелиться на командировку этого сотрудника в те же Германию, Бельгию; Голландию и т. д. чтобы тот ввез машину сам и — опять же — ушел от налогов.
Здесь есть даже свои плюсы: выбор «там» все же шире, а отправленный за кордон человек может заодно и отдохнуть без дополнительных расходов на дорогу.
ТАМОЖНЯ (пункты пропуска на границе и региональная таможня, например, московская)
Итак, если вы везете автомобиль сами из-за границы без права отчуждения в течение двух лет (то есть для себя). вы оплачиваете 0,1% от стоимости машины; если же вы рассчитываете ее продать, то необходимо заплатить асе налоги, указанные выше.
Вот тут и начинается самое интересное.
Если с новой машиной все ясно (цены, не считая незначительных колебаний, известны всем), то с подержанными… Согласно Разъяснению ГТК, схема следующая. Вы приходите растаможивать свой транспорт и заявляете, что машина стоит X долларов. Здесь в игру вступает должностное лицо и определяет, действительно ли ваш автомобиль стоит X. Если же оно (лицо) посчитает, что машина стоит Z, a Z отличается от Х больше, чем на 30% (конечно, в большую сторону!), то это лицо устанавливает стоимость самостоятельно, а то еще отправит вас на оценочную комиссию. А теперь представим, что это будет за спектакль!
Вы пригоняете автомобиль с целью продажи. Он достался, нам дешево, очень дешево, а может, бесплатно (выиграли в карты, подарила подружка, уступили задарма по пьяному делу) или же автомобиль объективно дешевый (варили кузов после аварии, «дохлый» движок, «коробка» еле дышит и т. д.). Кто определит точную цену этой машины? Согласно Разъяснению реальная стоимость товаров будет оцениваться по мировым ценам согласно каталогам ведущих фирм. Отлично. Только автомобиль — не сторублевка с водяными знаками, насквозь не посмотришь. А это может значить, что будут из вас тянуть сколько можно и где только можно. И вам, конечно, будет выгоднее дать на лапу несколько сотен «зеленых», чем платить налоги с суммы Z, а не с суммы X. Представляете, какой оргазм власти будут постоянно испытывать должностные лица? Клондайк! Эльдорадо! Да и наивно думать, что в одночасье появятся люди, одинаково четко умеющие определить стоимость и вагона спирта Royal, и вашего автомобиля, пусть даже и по каталогам.
Но и это не все. Пригнав подержанный автомобиль на продажу, опять же можно обойти все пошлины. Только если раньше это стоило 200—300 долларов, то теперь, чтобы по документам вы (покупатель) как бы «побывали», например, в Бельгии и сами «пригнали» старенький Ford, придется выложить, по разным сведениям $1000—1500 (впрочем, это относится и к организациям, — см. пункт Предприятия — если тем лень гнать человека за машиной за границу). Веселенькая жизнь!
Если картина еще не ясна до конца, то приведем пример, Вы хотите купить в Москве у дилера импортный автомобиль с двигателем 1600 куб. см стоимостью $10000. Вы должны заплатить: $ 10000 — стоимость машины; $10000×50% (1600 куб.см) = $5000 = акциз; $10000×25% = $2500 —таможенная пошлина; $(10000 + 5000 + 2500) х 20% = $3500—НДС; итого $21000! Ого! Ого-го!
Разницы для новых и подержанных машин нет, в связи с чем предупреждаем вас, что покупая пригнанный кем-то, например, из Литвы и нерастаможенный автомобиль по липовой справке-счету (когда в купленный бланк с печатью где-нибудь па капоте вписывают ваше имя), вы обрекаете себя теперь на уплату всех этих налогов, даже если проведете сделку через магазин, иначе на учет вам машину не поставить, Хотя, быть может, и здесь уже кто-то нащупал лазейки.
Если же вы сами в возите автомобиль в Россию без права продажи в течение двух лет или временно на срок до одного года, то платите 0,1% от стоимости автомобиля —таможенный сбор (если автомобиль подержанный — то от цены Z).
Нетрудно догадаться, что основной удар приняли именно мы: за «дешевой» машиной надо ехать за границу, либо преступать порог законности и собственной совести (есть такое понятие), либо (если есть в кармане десяток миллионов) идти на наклон к нашим автозаводам.