November 14, 2023

Мини-гаражи пока имеют право на жизнь под окнами


Валерий ЯКОВ, «Известия»


В московских дворах едва ли не с каждым днем увеличивается количество металлических сооружений, прозванных в среде автолюбителей «ракушками» или «хлебницами». Они, как правило, схожи по конструкции, слегка разнятся формой и цветом и выполняют функции мини-гаража, предохраняя машину не только от непогоды, но и от злоумышленников.

Появлением этих «ракушек» столица обязана, Самаре,. где на заводе «Электрощит» два года назад был налажен их выпуск, и до того — запатентовано изобретение. Металлические тенты довольно быстро завоевали популярность у безгаражных частников, и в Самару посыпались заказы из Тольятти, Казани, Тюмени, Москвы... А после того как тент был продемонстрирован на Лейпцигской, Ганноверской ярмарках, а в Мексике заслужил «Бриллиантовую звезду» за качество, появились и зарубежные заказы.

Популярность и инфляция отразились, увы, и на ценах. Если чуть больше года назад тент стоил 14—15 тысяч рублей, то сегодня на московском рынке его стоимость колеблется от 400 тысяч до 800 тысяч рублей. Все зависит от того, какой посредник реализует товар.

Налажен уже в столице и выпуск собственных «ракушек», которые, естественно, дешевле, чем у посредников. Самый крупный их производитель — фирма «СПМ» (изготавливает более 200 тентов в месяц), руководство которой вежливо отказалось от беседы. «У нас заказы расписаны до февраля, зачем создавать лишний ажиотаж, если нет возможности срочно выполнить заявки всех клиентов», — объяснили свою позицию в дирекции фирмы.

Спорить с этим доводом я не стал, тем более что существуют, как выяснилось, и другие проблемы, связанные с модными «ракушками». В городские инстанции начали поступать письма активных жильцов-общественников, требующих, чтобы власти срочно запретили установку во дворах этих «горбатых монстров, уродующих облик любимой столицы». По странному совпадению авторы писем, как правило, не являются автолюбителями.

Мой же самодеятельный опрос, проведенный в очередях трех АЗС, показал, что подавляющее большинство автовладельцев, не имеющих гаража, с удовольствием бы приобрели тент, если бы хватило денег и была хоть какая-то ясность — разрешен он властями или нет.

У властей, как выяснилось, ясность и единая позиция пока тоже отсутствуют. Но, судя по всему, это будет продолжаться недолго, потому что в самое ближайшее время московское правительство намерено обсудить ситуацию с гаражным строительством в городе, и в частности решить судьбу «ракушек», вошедших в нашу дворовую жизнь явочным порядком. По имеющимся сведениям, в правительстве понимают, что в нынешних условиях запрещать «ракушки» неразумно хотя бы потому, что они пусть и минимально, но снижают остроту гаражной проблемы. Другое дело — следует определиться в принципиальных вопросах: решить, где можно устанавливать «ракушки», какой должна быть плата за участок земли под мини-гаражом, кто должен выдавать разрешение на установку... Главное — не заорганизовали бы эту, пока еще не самую сложную операцию. Сегодня, если есть деньги, делай заявку и указывай место, где устанавливать твою «ракушку». Завтра и в этом деле главным человеком может стать чиновник, которого придется уламывать, умасливать и пр.

Заместитель московского премьера Алексей Пешков в разговоре со мной прямо сказал, что правительство делает основную ставку на строительство многоэтажных подземных гаражей и автостоянок. Есть соответствующие проекты, выделяются участки земли, осталось дело за «малым» — найти средства.

Планируется, что и строительство жилых домов в будущем будет производиться только с подземными гаражами.

Но пока все это станет реальностью, признал А. Пешков, с «ракушками» придется считаться.

В Московском уголовном розыске высказались конкретнее. Начальник отдела МУРа Валерий Стрелецкий, отвечающий за розыск угнанных автомобилей, заявил мне, что на сегодняшний день «ракушка» является самым эффективным средством против взлома и угона машин.

Фото Ю. ИНЯКИНА.

«Известия» 24 ноября 1993 года