Статус-кво с «ненашими» рубежами
Прощаясь с СССР, Россия в декабре 1992 года приняла концепцию о государственной границе, совпавшую с прежними административными делениями между республиками бывшего СССР.
Но прошло более полугода, а концепция не действует. Российские пограничники продолжают охранять многие «ненаши» рубежи. Почему же за сохранение статус-кво ратует не только Россия, но и государства СНГ? Об этом беседа с генерал-полковником Андреем НИКОЛАЕВЫМ, командующим погранвойсками и заместителем министра безопасности РФ
— Концепция, принятая в декабре 1992 года, закрепляла принцип: российские интересы проходят только по новым рубежам. Эта концепция несла, по крайней мере, два негативных момента. Во-первых, вновь создаваемая граница потребовала бы таких финансовых затрат, в результате которых мы Россию не разорили, а раз; дели бы догола. Во-вторых, ущемлялись бы стратегические интересы государства.
Если, например, Казахстан примет решение об охране своих рубежей пограничными войсками, комплектуемыми и финансируемыми и Казахстаном и Россией, то это факт признания Казахстаном наших стратегических интересов в этом регионе. В результате Россия, являющаяся правопреемницей СССР, гарантирует сохранение границ Казахстана. Иначе республика была бы вынуждена заново подписывать с прилегающими государствами соглашения, регламентирующие режим границ. Нетрудно предугадать, что в этой ситуации взорвался бы фейерверк спорных территориальных вопросов. А наличие российских погранвойск в Казахстане, если такое случится, станет фактором, исключающим территориальные претензии со стороны Китая, например.
— Нет гарантии, что сегодня государства Средней Азин признают интересы России, а завтра не укажут на .зверь, сохраняя за собой пограничную инфраструктуру. Не выкидываем ли мы средства на ветер?
— На содержание погранвойск за 9 месяцев 1993 года из российского бюджета выделено 120 млрд, рублей. Государства — члены Содружества должны оплачивать расходы российских погранвойск, находящихся на их территории, наравне с Россией. Кроме того, бывают случаи, когда мы выделяем средства на обустройство границы, не охраняемой российскими военнослужащими. Пример Беларусь. В наших интересах. чтобы прибалтийские рубежи при отсутствии таможенных барьеров между Россией и Беларусью надежно охранялись.
— Члены Содружества оплачивают 50 проц. расходов?
— Договоренности подписываются на 1993–1994 годы. Пока они финансируют частично.
— Экономический союз с Россией подписала Украина, в СНГ вступил Азербайджан. Это повлечет изменение режима границ?
— Если союз подразумевает единое экономическое и таможенное пространство, то очевидно и создание единой пограничной системы. Из Азербайджана наши войска выведены в конце 1992 года. В Грузии они остаются до сих пор, Эдуард Шеварднадзе подтвердил заинтересованность в их сохранении. Украина в последнее время проводила линию на обособление. Первые таможенные посты появились с украинской стороны, их вдвое больше российских. А после того как Украина вступила на правах ассоциированного члена в экономический союз СНГ, можно надеяться, что с этим государством у нас будут по многим позициям единые обязательства. Надеюсь, между Россией и Украиной граница будет «прозрачной». Такие же шаги, видимо, будут предприняты со стороны Грузии и Азербайджана.
— Концепция обороны границы станет таким же обыденным понятием, как и доктрина охраны? Какую из линий вы проводите в Грузии?
— А разве Грузия воюет с Турцией? Мы охраняем рубежи Грузии, не вмешиваясь во внутригосударственные проблемы. Другой вопрос — безопасность пограничников и членов их семей. Что касается вышеназванных доктрин, то до сих пор погранвойска несли функцию не обороны, а охраны границ. Исключение составляет Таджикистан.