November 4, 2023

«АвтоВАЗ» убивает «Жигули» собственными руками


Сергей ТАРАНОВ, «Известия»


Как и следовало ожидать, очередное — ноябрьское — повышение отпускных цен на продукцию «АвтоВАЗа» кардинальным образом меняет ситуацию на отечественном рынке автомобилей — как новых, так и подержанных. Убеждены: автогиганту из Тольятти грозит разорение и остановка конвейеров.

Неделю назад «Известия» давали заводской прайс-лист на все модели с маркой «ВАЗ». Однако в розничной продаже, которая почти полностью перешла на валютный расчет, цена «Жигулей» с учетом 20-процент-ной (в среднем) торговой надбавки будет еще выше. Так, самая дешевая модель — «Ока»— потянет на 4300 долларов, «пятерки» оцениваются от 7,5 до 8,2 тысячи, ВАЗ-07 и 08 — от 9,8 до 11 тысяч долларов, «девятки» — 10—12 тысяч и, наконец, «девяносто девятые» — от 12,7 до 14 тысяч долларов.

Не стоит затевать бесплодные споры о том, сколько граждан СНГ готовы выложить вышеназванные суммы за автомобиль (миллионеров в жизни гораздо больше, чем отражено в налоговой статистике). Просто представим, что эти состоятельные люди тоже читают газеты, в которых десятки фирм рекламируют иностранные автомобили. Достаточно позвонить, например, в одну из финских компаний, арендующих офис у Белорусского вокзала Москвы, и женский голос с приятным акцентом расскажет, что:

— Сегодня в продаже целое семейство абсолютно новых автомобилей «Мазда», собранных в Японии, но с левосторонними рулями и в специальном северном варианте;

— это не просто «Мазды», которые по причине кризиса сбыта в Европе покупателей не нашли, а модели 1994 года, которых на российских дорогах еще не видели;

— цвет и характер краски («металлик», «садолин» и т. п.) —любой по выбору покупателя, а объем и мощность двигателей — от 1300 до 1800 «кубиков», притом все моторы имеют по 16 клапанов;

— «Мазды» оборудованы супер-салонами, у некоторых, более дорогих, предусмотрены подушки безопасности, гидроусилитель руля (это чтобы вести машину одним пальчиком, а не двумя крепко сжатыми пятернями), центральные замки, автоматические или механические пятиступенчатые (по выбору) коробки передач;

— гарантия на автомобили составляет один год независимо от пробега...

Сколько стоит «Мазда»-94? Самая дешевая модель — 9.300 долларов, самая дорогая — 13.600 (рассеянным читателям просьба еще раз заглянуть в начало заметки и сравнить эти цены со стоимостью «Жигулей»).

Что, нет у вас пока доверия к «японкам»? Пожалуйста, та же финская фирма предлагает европейские автомобили «Сеат», «Пежо», «Фольксваген» в той же, что и жигулевская, ценовой гамме — от 8.500 до 14.000 долларов. Менеджер фирмы настоятельно рекомендовала мне «Сеат-Толедо» (двигатель — на 2 литра, 115 сил, антиблокировочная система тормозов, музыкальный центр с 4 динамиками, антенной, регулируемые по высоте сиденья с подогревом, дополнительная антикоррозийная обработка кузова с гарантией на шесть лет, центральный замок, электрозеркала) по 13 тысяч долларов.

Судя по всему, дела у фирмы, обосновавшейся в Москве, идут неплохо. Но самые радужные надежды — на недалекое будущее. Через три-четыре недели у торговцев «Жигулями» кончится товар, запасенный по старым ценам, и российские покупатели впервые будут выбирать всерьез, что купить — «семерку», созданную еще _в конце семидесятых, или новейшую «Мазду»?

Кстати, многие фирмы, торгующие «Жигулями», уже в смятении. Я обзвонил десять из них с одним и тем же вопросом: будут ли они закупать «Жигули» по новым ценам? Семеро ответили категоричным «нет», трое — пока не решили, ожидая, что в ближайшие недели курс доллара резко поползет вверх и тогда в валютном исчислении цена на ВАЗы вновь будет ниже, чем у иномарок. Но все десять автомобильных торговцев подумывают о том, чтобы сменить «Жигули» на все еще более дешевые «Москвичи», «Таврии» и «Волги». По их мнению, именно отечественные конкуренты ВАЗа, равно как новые и подержанные, но в очень хорошем состоянии иномарки (выпуска 1989—1992 гг.) становятся в центре покупательского спроса.

Для сравнения: ноябрьская цена «Москвича»-2141 — от 4800 до 5500 долларов, «Таврии» — 3100—3500, «Волги» — 7200— 9000 долларов.

В московском представительстве тольяттинского завода объясняют просто: новая цена на «Жигули» родилась после того, как просчитали ценовые амбиции заводов-поставщиков на ближайшие месяцы. Мол, дороги нынче комплектующие, растет в цене электроэнергия, металл, бензин, высоки налоги... Словом, дорожает все, в том числе и автомобили.

Но при этом забывают добавить, что средняя зарплата на «АвтоВАЗе» — 130 тысяч рублей (на зарубежных автогигантах, как мы уже писали, — свыше трех тысяч долларов), а цена бензина, электроэнергии в России не превышает 20—30 процентов от среднеевропейской. В то же время стоимость вазовской продукции — уже на мировом уровне. Отсюда следует: либо автостроители из Тольятти на деньги потребителей пытаются оправдать свою чудовищную расточительность, скверный уровень организации труда, либо — опять-таки за счет всех нас — копят деньги на развитие производства, для капитальных вложений.

Десятилетиями мы, отрезанные от мира, глядя в телевизор, могли лишь по-детски умиляться, как обстоит дело на автозаводах в Японии или ФРГ, какие там пригожие рабочие, строгие мастера и как они объединяются в кружки качества, снижая себестоимость продукции до конкурентного уровня. С «АвтоВАЗа» же последние итальянцы, изумленные советской постановкой дела, сбежали, как от чумы еще в начале семидесятых.

Почти четверть века «АвтоВАЗ» делает свою «классику» (от первой до седьмой модели), основанную на «Фиате» образца... середины шестидесятых годов. Для любой зарубежной автофирмы — от «Форда» до «Ниссана» — это нонсенс, достойный Книги рекордов Гиннесса.

Более двух десятилетий коммунистическое государство оберегало «АвтоВАЗ» от любых веяний рынка. Гарантированный сбыт у себя дома и у друзей по баракам соцлагеря, да еще грабительское перечисление прибылей во всесоюзный бюджет привели к тому, что и получили мы сейчас: устаревшие модели и технологии, затратное производство, отсутствие широких я недорогих конструкторских разработок на перспективу. А когда подошел реальный рынок, оказалось, что из всех инструментов выживания в Тольятти, как, впрочем, и во всем госсекторе российской экономики, с успехом освоили только один — возможность самостоятельного взвинчивания цен. Однако эта свобода неизбежно переросла в привычный для монополиста произвол.

В США при повышении цен на автомобили на три—пять процентов, как случилось в этом году, автостроители из кожи вон лезут, чтобы доказать: ни цента «лишнего» с покупателей они не берут, просто экономическая ситуация такова, что дешевле продавать ну никак невозможно. «АвтоВАЗ» же с легкостью необыкновенной повышает цену сразу наполовину (при том в валютном исчислении!), не приводя никаких серьезных аргументов.

Можно сделать и такой вывод: «лишние» деньги нужны «АвтоВАЗу» для осуществления грандиозного проекта по созданию «Автомобильного всероссийского альянса», который обещает к 2000 году наладить выпуск ВАЗ-1116 («народного автомобиля»).

По данным весьма информированной автомобильной газеты «Клаксон», основой для нового производства должны стать средства граждан, покупающих 300 тысяч облигаций нового предприятия на общую сумму около трех миллиардов долларов, или 3,6 триллиона рублей. При этом «АвтоВАЗ» в октябре объявил, что стоимость облигаций будет равна цене базовых моделей «Жигулей», которые выпускаются сейчас. Но когда — «сейчас»? В октябре, напомню, «Жигули» стоили от 4,7 до 10 миллионов, в ноябре — от 7,5 до 13,5 миллиона. Стало быть, вместе с очередным повышением цен на тольяттинскую продукцию поднялась и стоимость ценных бумаг, продажа которых запланирована на конец ноября.

Выходит, что затраты на строительство нового предприятия оплачивают и те, кто сознательно готов стать его акционером, пайщиком и т. п., и те, кому будущее «Альянса» — до лампочки. К тому же никто еще «чудо» — ВАЗ-1116 в глаза не видел; Вместо собранной и способной передвигаться «концептуальной модели» будущего автомобиля, как это делают все остальные автофирмы на международных автосалонах, «АвтоВАЗ» показал публике цветные рисунки с перечислением технических характеристик, якобы не уступающих аналогичным зарубежным автомобилям. При этом забыли добавить: «Дайхацу-Шарада», «Опель-Корса», «Фиат-Пунто» и другие прототипы ВАЗ-1116 производятся уже сейчас, миллионными сериями. Наверняка зарубежные конкуренты «Альянса» въедут в третье тысячелетие с более современными моделями. И более дешевыми, чем очередной «народный» автомобиль для небогатой России.

«Известия» 10 ноября 1993 года