October 21, 2023

Президент Ельцин поставил точку в истории советской власти


Сергей ЧУГАЕВ, «Известия»


Начавшееся в России почти ровно 76 лет назад так называемое «триумфальное шествие» советской власти пришло к своему окончательному финишу 26 октября. После подписания президентом Указа «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом окончательно ликвидирована вторая по значению после КПСС система, составлявшая основу тоталитарного режима. Разрушение этих двух казавшихся незыблемыми монолитов, можно полагать, останется главной исторической заслугой Б. Ельцина.

По указу президента прекращается деятельность городских и районных Советов, их функции передаются местным администрациям. С декабря 1993 по июнь 1994 г. должны пройти выборы в представительные органы местного самоуправления. В обязанности этих органов будет входить утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, утверждение программ развития региона, а также контроль за деятельностью главы местной администрации.

Вряд ли следует объяснять причину постоянной угрозы демократическим преобразованиям в стране, исходившей в последние годы от Советов различных уровней исключительно тем обстоятельством, что после памятной XIX партконференции большинство региональных партийных вождей по рекомендации М. Горбачева вместе со своими аппаратами перекочевали в советские апартаменты. Если заглянуть чуть глубже в историю, становится очевидным, что Советы по самой природе своей изначально были запрограммированы на разрушение, на дестабилизацию. Так было в 1905, 1917 годах, когда в итоге с их помощью была разрушена Российская империя. Так повторилось и в середине восьмидесятых, когда реанимированный М. Горбачевым лозунг о всевластии Советов привел сначала к распаду СССР, а затем, буквально до последних дней, угрожал целостности России.

Изобретенный В. Лениным девиз «Вся власть—Советам»—то есть сосредоточение абсолютно всей полноты власти на конкретной территории в руках одного органа — власти исполнительной, законодательной, судебной — неминуемо заставлял региональные Советы драться за независимость с Советами вышестоящими, подавлять нижестоящие. Именно отсюда берет начало пресловутое всевластие Советов, здесь причина образования всевозможных республик районного масштаба. И, естественно, при такой ситуации Советы просто физически не могли быть подлинными органами местного самоуправления, защитниками и выразителями интересов людей, проживающих на подведомственной территории.

И вот советской власти в России больше нет. По сути дела, Б. Ельцин 26 октября сделал наконец то, что должен был совершить осенью 1991 года. Ликвидировал постоянный источник дестабилизации обстановки в стране, а вовсе не органы народовластия. Советы имели мало общего с народом. Зато обозначенные в указе органы местного самоуправления, пришедшие к ним на смену, имеют все основания стать подлинными представителями конкретных интересов конкретных людей, которых, естественно, проблемы местных бюджетов, налогов и сборов волнуют гораздо больше, чем политические игры.

Однако было бы наивным полагать, что систему Советов удастся ликвидировать просто росчерком пера. Пусть и президентского. Сопротивление неизбежно. По имеющейся информации, непримиримая оппозиция готовится взять ревацш за октябрьское поражение 7 ноября. При этом координация действий ведется через систему ушедших в подполье местных Советов, в первую очередь—московских районных.

«Известия» 28 октября 1993 года