October 18, 2023

«Владимирская Богоматерь» нас защитила. Кто защитит ее?


Евгений СИДОРОВ, министр культуры России


Обратиться в «Известия» меня побудило начавшееся в эти дни публичное обсуждение идеи о полкой передаче Русской православной церкви памятников религиозного характера, хранящихся в музеях России, в том числе «Троицы» Андрея Рублева и иконы «Владимирская Богоматерь».

Эти шедевры, вновь явленные миру в первоначальном виде лишь благодаря подвижническому труду музейных специалистов и ученых-реставраторов, расчистивших многовековые позднейшие «записи», являются не только национальным достоянием России. Они принадлежат мировой цивилизации. Великая «Троица» Рублева стала для всего мира символом российской духовности.

Все великие музеи, будь то Лувр или Прадо, открываются коллекциями средневековой религиозной живописи, требующей особого хранения. И никто не ставит вопрос об их возвращении в культовые учреждения.

Почему мы снова идем «своим путем» по уже не раз хоженным тропам тотальной экспроприации? Неужели мы не в состоянии извлечь даже самых малых уроков из собственной истории?

Страшным, разрушительным ураганам прошла советская власть по России, уничтожая храмы, переплавляя в слитки сокровища патриаршей ризницы, продавая за бесценок шедевры Эрмитажа западным дельцам.

Под корень вырубалась русская интеллигенция, уничтожались самые светлые умы отечественной науки, душились любые проявления творческой свободы.

Буквально год назад с огромными усилиями российской общественности удалось предотвратить тотальный передел музейных ценностей между странами СНГ, сама возможность которого вызвала шок у деятелей культуры всего мира.

Почему, стремясь к построению цивилизованного правового государства, мы с таким упорством отвергаем цивилизованные пути решения проблем культуры?

Почему под аккомпанемент слов о возрождении духовности происходит противопоставление культуры и религии?

Наши взаимоотношения с Московской патриархией и лично с патриархом Всея Руси Алексием II в последние годы строились на основе конструктивного сотрудничества, мы ищем и находим взаимоприемлемые решения сложных вопросов.

Кремлевские соборы, оставаясь музеями, открыли свои двери для верующих по великим религиозным праздникам. Оптина Пустынь, Соловки и Валаам, Донской и Новоспасский монастыри в Москве, Новгородская София, все храмы Ивановской области возвращены церкви. Более 10 тысяч икон и литургических предметов из музеев России переданы в храмы.

Этот процесс продолжается, но bм не должна править ни политическая конъюнктура, ни популистские обещания — только забота о сохранении культурного наследия для будущих поколений.

«Известия» 26 октября 1993 года