October 15, 2023

Отказ от ленинского наследия - не крайность, а необходимость


Марк ЗАХАРОВ


Считать своих врагов глупцами — позиция недостойная и ущербная. К врагу надо относиться с уважением.

В дни недавнего октябрьского мятежа я со всем доступным мне восхищением вспоминал великого создателя новой тоталитарной государственности XX столетия—В. И. Ленина.

Этот человек, бесспорно, совершил ряд выдающихся политических, тактических и идеологических открытий. Ленинская диктатура всегда обладала мощным маскировочным прикрытием. Большевики, умело демонстрируя внешние признаки демократической коллегиальности, действовали и действуют не от собственного имени, а как бы от имени всего народа и ведут за собой сплотившиеся массы как бы от имени всех обиженных во имя их же будущего счастья и процветания. Этой диктатуре удавалось и удается провозгласить себя исторической потребностью Родины. Подобные настроения, распространенные на миллионы, с моей точки зрения, достойны восхищения, как достоин эстетического изумления виртуоз-фальшивомонетчик, печатающий купюры со всеми необходимыми нюансами и водными знаками.

Ленинские тактические открытия возымели огромное воздействие на историю XX столетия и конкретно на его самых талантливых учеников: Сталина, Муссолини, Гитлера, Ким Ир Сена, Кастро и некоторых других.

Политический и пропагандистский талант Ленина сумел в кратчайшие сроки присовокупить к скромной кучке большевиков, начиная с осенней ночи 1917 года многомиллионные массы россиян. Умело,ловко, решительно. Я бы сказал: с элементами гипнотического воздействия.

И еще одно «гениальное» ленинское открытие: осененная высшими интересами народа ликвидация таких понятий, как мораль и совесть. На И! съезде комсомола Ленин сформулировал это с обескураживающей четкостью: «Морально только то, что способствует победе пролетариата». Его ученики по созданию партий нового типа были подчас грубее и топорнее: «Солдаты! Я освобождаю вас от этой химеры, зовущейся совестью!».

Ленину первому удалось в XX столетии довести стоимость человеческой жизни до нулевой отметки. («Красный террор», знаменитый ленинский призыв: «Чем больше реакционного духовенства мы расстреляем—тем лучше» и т. п. Директивы Сталина о законности пыток были позднее).

Сейчас многие разумные люди говорят: «Не надо крайностей!» Хочется с ними согласиться, однако, вспоминая путь, проделанный Германией от 1945 до 1993 года, невольно начинаешь задумываться, что такое всенародное искупление грехов и что такое процесс общественного очищения и раскаяния? Уж не крайности ли это?

Если «не надо крайностей» — то есть смысл призвать наших немецких друзей к публичному признанию хотя бы некоторых заслуг бывших фашистских вождей. Гитлер был смелым человеком, выдающимся оратором с блистательной экономической интуицией, которая довольно скоро вывела немецкий рабочий класс из-под угрозы «демократической» безработицы и говорильни. Если бы не Гитлер, Германия не построила в сжатые сроки первоклассные дороги, существенно повлиявшие на развитие транспорта во всем мире. А Геринг! Ведь его личные заслуги в развитии современной авиации неоспоримы. Он первым сделал ставку на реактивную авиацию, значительно опередив своих противников. Геринг со своими «Фау-1» и «Фау-2», бесспорно, стоит у истоков космической эры. Такое нельзя забывать. (Кстати, заслуги Берии в создании советского ядерного оружия также неоспоримы).

Поэтому хочу публично и нелицеприятно осудить немецкий народ за его поспешное и резкое расставание со скульптурными изваяниями и портретами Гитлера, Риббентропа, Гиммлера, Геринга и других выдающихся политических деятелей третьего рейха. Понимая, как мы далеки от своего «Нюрнбергского процесса» над главарями КПСС, понимая. как еще долго придется нам жить под сенью советских и большевистских идей, призываю: не стесняясь, признать нашу общую идеологическую и тактическую преемственность. Агрессивную вооруженную партию нового типа, посаженную на автомобили, придумали воисе не фашисты, а коммунист Ленин. У этих партий, несмотря на разницу в терминологии и идеологических нюансах, общие организационные и пропагандистские принципы. Вспыхнувшая на некоторое время ненависть — не в счет. (Никто так шумно и жестоко не ссорится, как близкие родственники).

Предлагаю в осуждение немецких демократов восстановить историческую справедливость я установить памятники в центре столицы не только предшественникам Ленина (например, Марксу), но и главным его последователям и выдающимся ученикам. В этой связи логично рядом с изваяниями Суслова. Черненко. Жданова, Сталина увековечить в мраморе Гитлера, Риббентропа, Геринга и других выдающихся вождей немецкой рабочей национал-социалистической партии.

С одной стороны, похоже на торжество социалистического интернационализма, с другой стороны — на страшный сон. Впрочем, как мы убедились недавно, любой приснившийся кошмар может уступить некоторым проявлениям нашей реальности.

Красная площадь — святыня для каждого россиянина и любого гражданина планеты, кто уважает нашу историю и культуру. Здесь не может быть мрачного языческого хаоса. Христианская православная традиция допускает бережное и достойное перезахоронение. Независимо от нашего вероисповедания или при отсутствии оного мы обязаны чтить градостроительный гений наших предков, которые не предусматривали здесь кладбища. Красавица-площадь должна обрести свой первозданный праздничный облик!

«Известия» 23 октября 1993 года