Узбекистан в мировой политике
Бывшие союзные республики Средней Азии поочередно отметили малые годовщины своей независимости — того, что в своих декларациях двух-, трехгодичной давности они с нескрываемой гордостью называли международно-правовой субъектностью. Сейчас, когда схлынула волна эйфории пропагандистских сообщений о количестве дипломатических признаний или посольств; открытых в столице той или другой из этих республик, и когда их МИДы и правительства окунулись в незнакомую им доселе и нелегкую повседневную работу по продвижению и дипломатической защите интересов их государств на международной арене, впору попытаться оценил», как и каким вырисовывается положение этих новых субъектов межгосударственных отношений в международном сообществе стран мира и какова их внешняя политика.
Весьма показательным с этой точки зрения и в определенном смысле этапным стали недавний визит президента Республики Узбекистан в США и выступление его на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. При всей краткости его доклад отличается не 'только информативностью касательно Узбекистана, но и, во-первых, четкостью позиции страны в отношении узловых проблем, стоящих перед мировым сообществом, и, во-вторых. инициативностью.
В условиях, когда с прошлого года принципиальное значение обрело отношение государств к известной программе генерального секретаря ООН профессора Бутроса Гали, провозглашенной им в докладе на заседании Совета Безопасности в январе 1992 года под названием «Повестка дня для мира», Узбекистан устами его первого лица заявил, что «поддерживает пути достижения новой роли ООН как мирового института в обеспечении безопасности на Земле, предложенные господином Бутросом Бутросом Гали». Это не было просто декларацией. Целый ряд идей и механизмов, предложенных генеральным секретарем ООН, имели прямое отношение к тому, что с 1992 года происходит в Центральной Азии — в Таджикистане и на его границе с Афганистаном.
Эта трагедия региона прямо касается и других государств субрегиона — Казахстана и Киргизии, а также России. Военнослужащие всех четырех государств участвуют в миротворческом и миростроительном процессе здесь. Напомню, что еще в прошлом году президент Каримов был первым, кто стал последовательно привлекать внимание генерального секретаря ООН к опасности не только для субрегиона, но и для мира в целом того, что происходит в Таджикистане. Не будь такой настойчивости, возможно, в этом районе не появилась бы миссия ООН под руководством М. Киттани — специального посланника генерального секретаря ООН.
Далее. Узбекистан не ядерная держава, но в Центральной Азии есть пока ядерное оружие. Поэтому четкость позиции по этому вопросу, высказывавшаяся ранее казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым, а также президентом Кыргызстана Аскаром Акаевым, была важна для мирового сообщества также со стороны президента Узбекистана. Он подтвердил, что и его страна выступает за полную ликвидацию ядерного оружия. Вместе с тем Ислам Каримов заявил, что Узбекистан — сторонник не только эффективного действия Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года, но и превращения его на предстоящей международной конференции в бессрочное соглашение. Более того, Узбекистан провозгласил, что является убежденным приверженцем объявления центральноазиатского субрегиона безъядерной зоной.
Люди сферы мировой политики обратили внимание также на позицию по поводу другого опасного вида средств массового уничтожения людей. Узбекистан с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что готов к ответственным переговорам о присоединении к Конвенции о запрещении бактериологического оружия и токсинов 1972 года, а также к Конвенции о запрещении химического оружия 1993 года Нельзя не вспомнить, что в обеих областях Узбекистан обладает значительным научным и немалым промышленно-техническим потенциалом.
Президент Узбекистана был однозначен по еще одной болезненной проблеме планеты — окружающей среде. Было заявлено, что Узбекистан — за усиление роли ООН по контролю над окружающей средой и предотвращению глобальных экологических катастроф.
Не была обойдена вниманием и одна из наиболее острых проблем, все шире обсуждаемая ныне в связи с приближением 50-летия ООН и необходимостью ее реформирования. Структура Совета Безопасности должна адекватно отражать социально-экономическое, этнокультурное, конфессиональное, духовное многообразие современного мира’. В этом высказывании нет конкретного предложения. но позиция высказана. Это позиция большинства стран. В частности, она соответствует точке зрения Движения неприсоединения. участником которого Узбекистан стал с 1992 года. Бесспорным свидетельством . международной правосубъеклюсти государства на международной арене является инициативность. Именно такого качества были предложения Узбекистана с трибуны сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Их немного. Но они конкретны, осуществимы, привязаны к Центральной Азии и в то же время совпадают с интересами мирового сообщества в целом. Вот они:
— создать постоянно действующий семинар ООН по вопросам безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии с конечной возможностью сооружения надежной системы региональной безопасности;
— создал» контрольный механизм за распространением химического и бактериологического оружия в этом регионе;
— создать здесь региональную Комиссию ООН для координации совместных усилий по борьбе с наркобизнесом;
— для укрепления механизма превентивной дипломатии в мире учредить при Совете Безопасности ООН аналитико-прогностическую группу по прослеживанию возможных международных конфликтов;
— создать Комиссию ООН по Аралу.
Квинтэссенцией внешнеполитической концепции Узбекистана и одновременно свидетельством всеобщей приемлемости ее прозвучали заключительные слова президента страны с трибуны 48-й сессии ГА: «Узбекистан намерен настойчиво идти к достижению приоритетных национальных целей в органической связи с общими интересами мирового сообщества...»
За три сентябрьских дня Ислам Каримов имел ряд важных встреч в Нью-Йорке. Однако ясно: ни прием, организованный бизнесменами в «Плазе», ни встреча с генеральным секретарем ООП Бутросом Гали, ни беседы с президентом США Клинтоном, ни другие визиты Ислама Каримова в течение трех дней в Нью-Йорке просто не имели бы места, не будь за его плечами авторитета Узбекистана, прочно вставшего на ноги в международных делах, уважаемого и в центральноазиатском объединении государств. и в СНГ, и в СБСЕ, и в ООН.
Кому-то сказанное выше может показаться неуместным панегириком. Вовсе нет. Мне, еще с довоенных лет кровно связанному со Средней Азией, в том числе с Узбекистаном, человеку, который в послевоенные годы и практически, и исследовательски непосредственно знаком с международными делами, легче и основательнее, чем очень многим, судить о том, чем был и каким стал Узбекистан по стандартам международной субъектности. Этот же опыт позволяет мне видеть ошибки, недоработки и упущения во внешнеполитической, а также в международно-правовой деятельности республики.
Кстати, критических (а иногда, мягко выражаясь, чрезмерно критических) выступлений на страницах российской печати касательно Узбекистана и его президента немало Со своей стороны, могу лишь констатировать то, что не раз слышал из уст моих европейских и американских коллег. А именно: Узбекистан привлекает их тем, что здесь устойчивый гражданский мир, внутриполитическая стабильность и благоприятное инвестиционное законодательство. Мне думается, это — главное для характеристики Узбекистана как надежного партнера в международных делах. Цель же этой статьи — констатировать, что в лице Республики Узбекистан мир сегодня имеет реального и полноценного субъекта международных отношений и международного права и что на карте международных глобальных отношений появилось не только геополитическое и географическое, но и политико-экономическое образование — Центральная Азия. — которое все заметнее притягивает интерес как исследовательских, так и политических центров мира.