Ельцин в Японии
Он подарил Хосокаве новую надежду и назвал пять направлений сотрудничества
Джульетто Кьеза, «Ла Стампа» — специально для «НГ»
Российско-японская встреча в верхах, два раза откладывавшаяся по «вине» России, наконец началась в Токио. Предпосылки для нее не самые лучшие. Обе стороны хотят слишком многого друг от друга, не слишком надеясь в то же время получить желаемое. Борис Ельцин привез в Токио то, что смог: слишком мало для нового японского премьер-министра Мори-хиро Хосокавы. В сущности, он приехал с извинениями российского правительства как преемника правительства СССР, за «бесчеловечное обращение» с тысячами японских военнопленных, по меньшей мере 60 000 которых погибли в лагерях. Хосокава и японская пресса «оценили» выступление Ельцина по этому поводу, бывшему одной — но не главной — из причин, до сих пор препятствовавших достижению мирного договора между двумя странами.
Но от Ельцина ожидали и другого заявления — по Курильским островам. Японцы возмутились, когда в августе российский премьер Черномырдин заявил при посещении острова Итуруп, что возвращение островов Японии исключено. Теперь, когда Черномырдин стал исполняющим обязанности вице-президента, в Токио не без основания опасались, что его точка зрения отрицательно повлияла бы на формулировки вопроса, использованные Ельциным. Но российский президент подарил Хосокаве новую надежду, торжественно заявив, что «Россия как преемник СССР будет соблюдать все международные договоры, заключенные этим государством, и все обязанности, из них вытекающие». Чтобы убедиться в том, что перевод не исказил смысла сказанного, Борис Николаевич добавил: «Это очень важно». И это в самом деле важно, так как означает, что Кремль признает двусторонний документ 1956 года, который не только признавал существование территориального спора, но и предусматривал возвращение двух островов — Шикотана и маленького архипелага Хабомаи после подписания .мирного договора.
Естественно, сроки выполнения этих обязательств еще не определены, но японцы сразу интерпретировали заявление Ельцина как признание обоснованности их претензий. Это немного улучшило климат встречи, над которым вначале тяготела тень московской трагедии, оставившая негативный отпечаток в японском общественном мнении вплоть до того, что такая влиятельная газета, как «Асахи», в эти дни писала даже о «непоправимом ударе международному авторитету правительства Ельцина».
Японский премьер не вышел за рамки вежливости, приветствовав. с одной стороны, ельцинскую экономическую реформу, и выразив, с другой стороны, «сожаление» по поводу большого числа жертв в вооруженных столкновениях в Москве и направив свои соболезнования павшим с обеих сторон. Ельцин ответил ему, что сила государства была применена для того, чтобы «подавить фашистское восстание, предотвратить кровавую бойню и гражданскую войну». Этот ответ, похоже, не повлиял на негативную реакцию Токио на московские события. Япония теперь будет ждать выборов, чтобы убедиться, что обещанное возвращение к демократии в России произойдет на самом деле. Пока что, несмотря на подготовленные договоры о сотрудничестве, Япония, похоже, не намерена увеличить экономическую поддержку России. Предприниматели, с которыми Ельцин встретился за обедом, настаивали на своевременной оплате Кремлем своих долгов и на отмене законодательных препятствий деятельности иностранных инвесторов. Но кадры стреляющих танков, показанные всеми телекомпаниями, стали не лучшей международной рекламой для фирмы «Россия».
В соответствии с многовековыми традициями японской вежливости император отметил, что на него и на весь японский народ произвели глубокое впечатление слова президента России. Таким образом, выражавшиеся накануне визита опасения, что признание Россией вины СССР за случившееся не произойдет, не оправдались, а премьер Морихиро Хосокава был избавлен от щекотливой обязанности «напомнить» гостю об этом, на чем в Японии настаивали многие, в том числе оппозиционная ЛДП.
Вообще, первый день визита можно было бы назвать «днем обоюдных соболезнований», так как на встрече с руководителями организаций местных деловых кругов и во время первого раунда переговоров с премьер-министром страны Ельци1гу выражались ответные соболезнования в связи с жертвами, которые повлекли за собой недавние кровавые события в Москве. Морихиро Хосокава сожалел о необходимости применить силу, но заявил, что Токио позитивно оценивает предложения Ельцина о присылке международных наблюдателей на выборы в Госдуму и готов к сотрудничеству в этом вопросе.
Что касается экономического сотрудничества, то на встрече с деловыми кругами президент РФ назвал пять направлений: создание трансконтинентальной волоконно-оптической связи, развитие инфраструктуры, в первую очередь портовой на востоке России, создание систем безопасности АЭС на плутонии, проекты в области космоса, новых транспортных средств, лазерных технологий и т. д.
Хосокава, как сообщают, отметил, что находящиеся в состоянии застоя в последнее время торгово-экономические связи помогли бы сдвинуть с мертвой точки, в частности, транссибирский проект в области связи и освоение месторождения нефти и газа на сахалинском шельфе. В первый день визита территориальный вопрос, по сообщениям, не рассматривался.