Парламентарии празднуют победу, о которой знают только они
Из оцепленного парламента передает специальный корреспондент «Известий» Валерий ЯКОВ
1 октября с восьми часов утра внутренняя радиотрансляция Белого дома стала призывать бывших депутатов к повсеместной проверке электроприборов в связи с тем, что здание вновь подключается к электричеству и теплоснабжению. В ответ на эти призывы все шумно радовались — победа!
Праздновать победу оцепленные избранники народа начали еще накануне — 30 сентября, сразу после вечернего символического заседания съезда. В честь десяти дней сидения без дела на «островке свободы», как скромно именуется здесь парламент, обитатели Белого дома решили собственными силами организовать и провести торжественный концерт. В качестве художественного руководителя выступил известный полемист Челноков, который, изрядно фальшивя, для затравки исполнил «Журавли» и какой-то романс.
Депутаты поочередно салились с гитарой в кресло спикера и что-нибудь оттуда пели, как бы продолжая дело своего лидера, но уже в искусстве. Сам лидер демократично спустился в зал и был чрезвычайно любезен. Особенно — с дамами. Надо сказать, что на последних заседаниях отмененного съезда большая часть выступлений посвящается… женщинам. Выступавшие и лично сам спикер горячо и образно признаются от каждого микрофона дамам, добровольно оставшимся здесь с ними, в поклонении и любви. С каждым днем этих признании на съезде все больше — видимо, сказывается блокада.
А дам в Белом доме довольно много как среди депутатов, так и в обслуживающем персонале. С шести утра уборщицы начинают протирать полы, собирать окурки, составлять в буфетах стулья, на которых спит по ночам немногочисленная журналистская братия.
С семи — буфетчицы готовят бутерброды и разливают по стаканам сок и «Пепси». На кухне персонал тоже исключительно женский, тут они работают не покладая рук, чтобы прокормить публику Белого дома, у которой единственное реальное занятие — созерцание свысока всех перемещений в милицейском оцеплении и еда.
Подмена женщинам из обслуги не приходит, так как ее не пропускают кордоны. Оставшийся персонал вынужден работать постоянно, но уходить по домам не хочет. Как мне признались в одном из буфетов женщины, проработавшие здесь больше десяти лет: «Мы пережили прошлых начальников, пережжем и этих, не бросать же работу из-за их драк».
Спикер, приняв эту житейскую мудрость за верность его курсу, огласил 30 сентября решение — наградить Почетными грамотами Президиума за верность весь аппарат, всех защитников и просто всех, кто в зале при свечах ему, спикеру, неустанно аплодирует. А в заключение призвал всех депутатов, имеющих хоть какие-нибудь навыки работы на кухне, пойти и помочь персоналу. Это, пожалуй, было первое серьезное дело, предложенное спикером соратникам по сидению в блокаде. Но соратники на призыв отреагировали вяло.
Сидеть при свечах им, видимо, лучше, чем работать.
Кстати о свечах. В зале заседании все эти дни горят экраны для электронного голосования, работают микрофоны, подключены к сети радиопередатчики и мегафоны, выставленные на улицу, все это явно свидетельствует: электричества хватает и для освещения самого зала заседаний. Но включи его — и пропадет драматический эффект. А, тогда в свою очередь снимающая пресса (теле и фото) не сможет донести миру неподражаемый героизм — деятельность нардепов при свечах. Оказывается, слава бывших союзных депутатов, зажегших лучину на своей последней сходке в деревне Вороново, не дает покоя и их российским коллегам.
Праздничный концерт, посвященный десяти дням сидения, прервался неожиданным появлением в зале Руцкого и президента Калмыкии Илюмжинова. Последнему сразу же предоставили трибуну, с которой он сообщил о результатах совещания субъектов Федерации в Конституционном суде — безоговорочной поддержке парламентариев (в изложении Илюмжинова). Нешуточно волнуясь, президент Калмыкии восхищался мужеством нардепов, ценою своего сидения спасающих Россию. также без конца называл Белый дом «островком свободы и конституционности», а Ельцина — бывшим президентом.
Настоящим Илюмжинов величал Руцкого.
Свое пламенное выступление миллиардер из Калмыкии завершил уверениями: вся Россия — вместе с Белым домом. А он сам в знак поддержки остается тут ночевать… (Ради интереса ночью я побродил по ходам, фойе и буфетам, приглядываясь — нет ли где-нибудь на стульях спящего миллиардера, но так и не нашел, видимо, в комнате отдыха спикера еще нашлись свободные диваны).
…После выступления Илюмжинова и подключения электричества почти все в Белом доме охвачены праздничным настроением. Эйфория победы над «рухнувшим диктаторским режимом» настолько увлекла всех нардепов, что от долгого пребывания рядом с ними и отсутствия хотя бы телефонной связи с реальной жизнью невольно и сам начинаешь колебаться — может, и действительно они победили? Охваченные сомнением, мы с фотокором даже поднялись на крышу высотного здания Белого дома, встали под шпилем у флага и долго усматривали окрестности., но так и не увидели массы. спешащие к «островку свободы»… Массы явно занимались своим делом, не слишком обращая внимание на Белый дом и на нас под флагом (последнее было особенно обидно).
…Утром к оцеплению подъехало несколько десятков грузовиков с солдатами внутренних войск — либо замена, либо подмога. Это вызвало заметное оживление в Белом доме, и прежде всего на первом этаже, отведенном для вооруженных защитников (чтобы не мерзли на улице). Депутаты и защитники искренне порадовались — можно и дальше играть роль страдальцев, демонстрируя телеоператорам свою несгибаемую решимость.
…Получив бесплатную пайку, защитники тянулись сквозь холл, больше напоминающий вокзальный зал ожидания, переполненный бомжами, на улицу и там вволю материли из-за своих декоративных баррикад мерзнувших на ветру солдатиков. Те лишь зябко кутались в плащи и не отвечали. А генералы, неизвестно зачем бросившие их сюда (сюда, где бы хватило и скромной цепочки милиции), продолжали отсиживаться за их спинами в гостинице «Мир», разрабатывая глобальные планы по блокированию и работая тем самым на раздувание геройско-мученического имиджа провалившегося парламента.