September 18, 2023

Свет в Белом доме зажгли. Свет в конце тоннеля пока не виден


Георгий ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ. Василий КОНОНЕНКО. «Известия»


В ночь с четверга на пятницу полномочными представителями президента России О. Сосковцом, С. Филатовым и Ю. Лужковым было достигнуто соглашение с представителями бывшего Верховного Совета В. Соколовым и Р. Абдулатиповым, предусматривавшее существенное смягчение обстановки вокруг Белого дома. Однако вслед за этим экс-народные избранники в очередной раз продемонстрировали свою «непримиримость», денонсировав ночное соглашение.

Напомним, что оно предусматривало сбор и складирование 8 Доме Советов находящегося там оружия и взятие его под охрану совместными контрольными группами из сотрудников ГУВД Москвы и департамента охраны Белого дома. В качестве встречного и способствующего этим действиям шага предполагалось незамедлительное включение электроэнергии, теплоснабжения. необходимых для оперативной связи городских телефонов. Одновременно должны были быть проведены согласованные меры для сокращения сил и средств наружной охраны.

Совершенно очевидно: подобные шаги сняли бы напряженность в Москве и открыли бы путь к дальнейшему поиску путей выхода из кризиса.

В половине седьмого утра в Белый дом был подан свет. Свет этот уже на рассвете пятницы вполне мог стать пусть слабым, ко все же проблеском в конце тоннеля. Увы, бывшие народные депутаты в очередной раз подтвердили, что им по силам входить в одну и ту же реку не два. а сколько угодно раз: руководство распущенного президентом парламента отклонило достигнутое ночью соглашение с исполнительной властью. По сообщениям из Белого дома, вначале это соглашение было отвергнуто так называемыми «силовыми министрами». А после того как свою позицию определило руководство экс-парламента, остатки народных избранников, которых, по оптимистическим оценкам, в Доме Советов осталось около восьмидесяти. «денонсировали» соглашение о смягчении противостояния. Согласно сообщению Рейтер, Р. Хасбулатов, коснувшись требования о сдаче оружия, находящегося в Белом доме, сказал, что «это искусственно созданная проблема».

Вполне возможно, что изнутри Белого дома она и выглядит таковой. Однако совершенно иначе она представляется жителям огромной столицы и уж тем более родным и близким погибших от выстрелов из оружия, уже выносившегося из Дома Советов. Так что реплика бывшего спикера, как и тот Факт, что против отклонения ночного соглашения проголосовало всего той человека, с очевидностью подтверждает — ждать какого-либо переосмысления событий последнего времени, занятия более разумной, реалистичной позиции «непримиримыми», засевшими в Белом доме, вряд ли приходится.

Тем не менее усилия к достижению хоть какого-то смягчения напряженности продолжались и в пятницу. В 10.30 утра патриарх Московский и Всея Руси Алексий II собрал в Свято-Даниловом монастыре представителей различных ветвей власти для переговоров. В полдень к монастырю на «Волге» без номерных знаков подъехал получивший перед этим полномочия на ведение переговоров первый зампред распущенного парламента Юрий Воронин, являющийся правой рукой спикера. Появление Воронина не .обещало смягчения позиции Белого дома в переговорах.

Судя по всему, Ю. Воронин прибыл на переговоры с ультимативными поручениями, поскольку всего лишь через час представители президентской команды: С. Филатов, О. Сосковец и Ю. Лужков покинули Свято-Данилов монастырь (скорее всего для консультаций с президентом, поскольку затем они вернулись).

Побывав утром 1 октября в штабе правительства в гостинице «Мир», расположенной напротив Дома Советов первый вице-премьер В. Шумейко сообщил, что, по его сведениям, ни Руцкой, ни Хасбулатов уже не контролируют ситуацию в Белом доме. Там правят бал находящиеся в розыске уголовные лица из батальона «Днестр» и бывшего рижского ОМОНа,. «Соотношение депутатов в Белом доме и тех, кто их там охраняет, примерно один к десяти. Около тысячи человек в его стенах имеют оружие».

«Известия» 2 октября 1993 года